Сочинение: Анализ новеллы Декамерон
Сочинение: Анализ новеллы Декамерон
БОККАЧЧО ДЖ.
ДЕКАМЕРОН.
День третий. Новелла 8.
Ферондо выпивает сонный порошок, и его заживо хоронят; аббат, который между
тем развлекается с его женой, переносит его из склепа в темницу, и Ферондо
уверяют, что он в чистилище; воскреснув, Ферондо воспитывает сынка, которого
его супруга успела прижить с аббатом.
Анализ.
В этом рассказе ясно видны по крайней мере две идейных линии: любви и веры.
I. ВЕРА: 1. Монашество, духовенство: проблема святости
2. Истина – ложь: проблема доверия
3. Очищение, путь к нравственному идеалу
4. Роль Бога и судьбы в жизни человека
II. ЛЮБОВЬ: 1. Супружеская верность
2. Муж и жена: права и обязанности
I.1. Духовенство в рассказе представлено неким тосканским аббатом,
«человеком во всех отношениях праведным, если не считать его пристрастия к
женскому полу». Т.е. праведность монаха – это лишь уверенность окружающих в
его святости. В этом смысле рассказ перекликается с 1-ым рассказом первого
дня о мессере Чеппарелло.
Но, если в отношении женщин аббат действительно чист в глазах прихожан, то в
отношении к Ферондо ясно просматривается его вполне мирская сущность: хотя
«строгость и святость его (аббата) жизни не вызывали сомнений», но он у всех
на глазах потешается над простотою «неотесанного простофили» Ферондо, и это
ни у кого не вызывает никакого протеста (подчеркнуто человеческое, сходство с
людьми обычными: отчего не посмеяться над простофилей?). Более того, аббат не
исключение из монашеской братии: не случайно во всех его проделках (и в
организации «чистилища» для дурака Ферондо, и в походах к его жене) ему
помогает другой монах. Т.е. в святость монахов Боккаччо явно не верит. Но вот
что забавно: аббат в рассказе не осуждается (как, например, в предыдущем, 7-
ом рассказе 3-его дня), тогда как можно уловить некое подобие презрения к
Ферондо. Думается, это происходит от того, что главной нравственной ценностью
в мире, описанном Бокккаччо, выступает ум. Аббат умен, и умеет обделать свои
дела так, что и волки целы, и овцы сыты: ведя «душеспасительные беседы» с
мирянами, не забывает и о телесной своей сущности. Это, собственно, разумный
способ восстановить в мире равновесие и гармонию, столь важную для
Возрождения: миряне не забывают, благодаря стараниям аббата (и примеру,
который в нем видят), о душе, а аббат, благодаря своему «хитроумию», не
пропустит случая совершить то, что «телу во здравие».
Итого: святость монашества – фикция, но она не осуждается, если монах умен и
использует свой ум не наперекор природе (аббат не призывает жену Ферондо к
смирению, но дает ей разумный совет и воплощает его в жизнь с пользой и для
себя, и для нее), но во имя ее.
2. Проблема доверия у в этом рассказе решается просто: человек доверчив по
природе своей и склонен верить в то, что видит или хочет видеть. Так, жена
Ферондо, желая верить в силу своей красоты (обладающей, по словам аббата,
«волшебной силой»), с одной стороны, и избавиться от ревнивого мужа, с
другой, легко соглашается на просьбу аббата,
подкрепленную, к тому же обещанием «вкусить отраду» и «дивным кольцом».
Материальное и мирское побеждает духовное,
особенно если последнее идет вразрез с природой человека. В природе человека
есть не только идеальное, но и приземленное, например, любовь к побрякушкам
(или деньгам – как посмотреть) у жены Ферондо.
3. Нравственно очищается в рассказе Ферондо, причем не через молитвы и
покаяния, а через вполне реальные розги, подкрепленные верой в их
божественное назначение благодаря хитрой выдумке аббата. Нравственное
очищение у Боккаччо носит иной характер, нежели, скажем, у Данте: для Ферондо
это избавление от ревности, т.е. он перестает подозревать жену во всех
смертных грехах и она получает возможность вести нормальную жизнь, и
благодаря этому «вновь становится ему верной женой». Т.о. ущемление человека
в его естественных правах влечет за собой протест, выраженный здесь в отказе
жены от мужа до его «излечения». В природе человека нет такого, что мешало бы
жить другому.
4. Ни Бога, ни судьбы: человек все решает сам, и успешность предприятия
зависит всецело от ума решающего. Богом выступает умный, в Бога как в
сверхъестественное верит дурак: в диалогах Ферондо с монахом в «чистилище»
монах, упоминая «господь», имеет в виду аббата («Господь велел тебя пороть
дважды в день»; на землю Ферондо вернется, когда на то будет «воля божья» и
т.п.) Мир Возрождения антропоцентричен, и эта новелла тому подтверждение.
II. 1, 2. Супружеская верность необязательна. По крайней мере, если супруг(а)
хотят жить с кем-то, им этого не запретить. Но измена – тоже сугубо
добровольное дело. Вскрывается проблема взаимоотношений в браке: жена не
захочет изменять, если будет ощущать себя в браке человеком. Можно возразить
– не человеком, а любимой. Можно, но не нужно: ведь Ферондо «очень ее (жену)
любил, ночь напролет, бывало, лежал с ней в обнимку и все целовал, а когда
припадала охота, то и еще кое-чем занимался». Т.е. случай жены Ферондо не тот
же, что в ситуации молодой жены старого судьи Ричардо, замучившего жену
воздержанием. Жена Ферондо изменяет мужу именно потому, что он не доверяет ей
и «бешено ревнует, так, что мука мученическая». Этот вывод подтверждается и
текстом: когда Ферондо возвращается из «чистилища» излеченным от ревности,
она, «таковым обстоятельством удовлетворенная, вновь стала ему верной женой».
Боккаччо провозглашает равные права женщины и мужчины в браке.
ИТОГО: в рассмотренной новелле все микротемы подводят читателя к одному
выводу: человек – это человек, и какую бы социальную роль он не играл, ничто
человеческое ему не будет чуждо (аббат, жена Ферондо). Насилие над природой к
хорошему не приведет (жена отказывается от мужа, т.к. он отказывает ей в
элементарном покое и свободе).
Кроме того, в рассказе есть элементы, раскрывающие уровень научных знаний о мире
в эпоху Возрождения: «Дома он вновь вступил во владение своим имуществом и, как
он себя сам уверил, обрюхатил свою жену, и по счастливой случайности она в
определенный срок, в который свято веруют одни дураки, убежденные,
что женщина должна носить ребенка не больше, не меньше, как 9 месяцев,
родила младенца мужеского пола.»
|