Рефераты

: Роберт Оуэн - социалист-утопист

: Роберт Оуэн - социалист-утопист

: Роберт Оуэн - социалист-утопист

Роберт Оуэн

(1771-1858)

Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в

мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал

себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором

фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным

предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке

принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике

сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал

ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для

улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом

закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для

работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил

докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой

коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились

социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной

перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и

коллективного труда.

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной

федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не

более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был

против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община

организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и

общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется

между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за

французскими материалистами 18 в.,

что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей

человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек.

Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить

рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания

станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества

неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать

практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в

1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности

владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством

утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял

активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко

задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия

для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что

профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные

отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных

началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован

“Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе

задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая

действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных

предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные

приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую

борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне

от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и

отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет

проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он

интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение

условий труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку,

хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к

делу социалистического преобразования общества.


© 2010 Рефераты