Доклад: Генрих Гейне
Доклад: Генрих Гейне
Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе,
расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства
несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно
легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне.
Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые
идеи французских просветителей.
Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком под свое наблюдение. Мечтая о
блестящей административной или военной карьере для маленького Гарри (так
звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в Дюссельдорфский лицей.
«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все
воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих «Мемуарах»
Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она составляла
программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще
до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но, сказать по правде,
именно она была повинна в бесплодности большинства моих попыток и стремлений
на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не соответствовала моей
натуре».
Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события, связанные с
войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под знаменами Наполеона
несли на немецкую землю идеи прогрессивных для феодальной Германии буржуазных
преобразований.
Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне, и
впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного отношения
к феодально-сословному строю Германии.
Мать Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились после того,
как грозный император Наполеон был удален на остров Св. Елены. Теперь для
Гейне – сына мелкого еврейского купца – был один путь – коммерческая
деятельность. Когда мальчик окончил местный лицей, родители отдали его в
коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне коммерсанта окончились
неудачей.
В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился в
Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию – дочь
дяди. Но Амалия предпочла стать женой богатого прусского помещика. Эта
несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских
стихотворений Гейне.
Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в университет в
Бонне.
Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом Фрейдгольд
фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге. Регулярная
литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в Берлине
выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится с Августом
Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель был человеком
разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на немецкий язык
Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного органа. Шлегель
среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе домой, делился
опытом.
Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого наставника.
Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года Гейне
публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».
Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист прибыл
в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У Гейне
появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества, салоны; в
частности, интересное литературное общество собиралось в доме Фарнгагена фон
Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный литератор, дипломат,
участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также Гейне посещал салон,
где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт торжественно был провозглашен
первым преемником прославленного создателя «Чайльд Гарольда».
В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. В него
вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла «Книги песен»,
а также переводы из Байрона, поэзией которого Гейне страстно увлекался в эти
годы. Издателем был Маузер, который не без неповоротного колебания все же
решился выпустить сборник молодого поэта. Правда, автору был назначен чисто
символический гонорар: сорок экземпляров собственной книги.
После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти практическое
применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в Берлинском и
Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в Гамбурге кончаются
неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне – систематически
подвергаются цензурным запретам.
По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами
драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор». В
трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в
жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса была
поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов» учинили
в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить повторный
спектакль дирекция театра уже не решилась.
Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822 года, в
течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал вторую
трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень популярной
в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть
сверхъестественных сил над человеком.
В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил стихи,
написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких циклов.
Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место в
творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии всей
немецкой лирики.
Новым важным моментом в развитии творческого таланта Гейне были «Путевые
картины» (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост критических
тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены в них гораздо
острее и шире, чем в «Книге песен». Лирический герой в «Путевых картинах»
претерпевает заметную эволюцию по сравнению с «Книгой песен». Гейне
сознательно переходит к прозе как к жанру, дававшего ему возможность шире
охватить общественную жизнь.
В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует по
Италии.
Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – «эти солнечные
лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению самого Гейне –
воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под влиянием тяжелых
обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии, Гейне принимает решение
об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает родину.
Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий,
происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-
Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне во
Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже, Бальзак,
Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.
В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая важнейшие
работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно- политической
жизни. На время эти работы отодвинули на задний план собственно
художественное творчество.
В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов «Новая весна»,
новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски из «Мемуаров
Шнабелевопского».
Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в поэтическом
творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к последующей
политической лирике.
Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и оптимистических
надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так возникло название
«Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много стихотворений, дышащих
пышным ароматом расцветающей весенней природы.
Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение в его
книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим публицистическим
произведением Гейне.
С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете», Гейне
опять систематически публикует корреспонденции об общественно-политической
жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и переработав эти
статьи, он издает их в виде книги под названием «Лютеция». Здесь в еще более
полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт вопрос о противоречиях
буржуазного общества.
В эти же годы Гейне пишет поэму «Атта Тролль» (1841 г). Поэма свидетельствует
о большой сложности и противоречивости, характерных для процесса становления
реалистического метода в творчестве Гейне.
Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма «Германия. Зимняя сказка»
(1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-
художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического лирика.
Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной действительности – это
поэма о Германии. Вся поэма проникнута большой любовью к ней.
Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется обстановкой,
сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции 1848-49 года.
Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция Гейне на результаты
немецкой революции.
Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов
«Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851 годов.
Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой единого
целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати в 1854
году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и 1854
годов», остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и после
смерти Гейне. Однако все эти стихи сохраняют идейное направление и общий
характер «Романсеро».
Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками, постоянно думая
о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на приезд в Берлин, чтобы
лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха – своего товарища студенческих
лет. Но прусское правительство не только ответило решительным отказом на
просьбу умирающего поэта, но еще и пригрозило ему немедленным арестом, если
он появится на прусской территории. Так до конца своих дней Гейне остался
политическим изгнанником.
Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих
поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.
Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище Монмартр в
Париже.
Литература:
1. Г. В. Стадников «Биография писателя»
2. А. С. Дмитриев «Генрих Гейне»
|