Рефераты

Доклад: Генрих Гейне

Доклад: Генрих Гейне

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе,

расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства

несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно

легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне.

Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые

идеи французских просветителей.

Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком под свое наблюдение. Мечтая о

блестящей административной или военной карьере для маленького Гарри (так

звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в Дюссельдорфский лицей.

«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все

воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих «Мемуарах»

Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она составляла

программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще

до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но, сказать по правде,

именно она была повинна в бесплодности большинства моих попыток и стремлений

на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не соответствовала моей

натуре».

Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события, связанные с

войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под знаменами Наполеона

несли на немецкую землю идеи прогрессивных для феодальной Германии буржуазных

преобразований.

Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне, и

впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного отношения

к феодально-сословному строю Германии.

Мать Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились после того,

как грозный император Наполеон был удален на остров Св. Елены. Теперь для

Гейне – сына мелкого еврейского купца – был один путь – коммерческая

деятельность. Когда мальчик окончил местный лицей, родители отдали его в

коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне коммерсанта окончились

неудачей.

В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился в

Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию – дочь

дяди. Но Амалия предпочла стать женой богатого прусского помещика. Эта

несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских

стихотворений Гейне.

Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в университет в

Бонне.

Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом Фрейдгольд

фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге. Регулярная

литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в Берлине

выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится с Августом

Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель был человеком

разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на немецкий язык

Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного органа. Шлегель

среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе домой, делился

опытом.

Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого наставника.

Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года Гейне

публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».

Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист прибыл

в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У Гейне

появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества, салоны; в

частности, интересное литературное общество собиралось в доме Фарнгагена фон

Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный литератор, дипломат,

участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также Гейне посещал салон,

где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт торжественно был провозглашен

первым преемником прославленного создателя «Чайльд Гарольда».

В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. В него

вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла «Книги песен»,

а также переводы из Байрона, поэзией которого Гейне страстно увлекался в эти

годы. Издателем был Маузер, который не без неповоротного колебания все же

решился выпустить сборник молодого поэта. Правда, автору был назначен чисто

символический гонорар: сорок экземпляров собственной книги.

После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти практическое

применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в Берлинском и

Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в Гамбурге кончаются

неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне – систематически

подвергаются цензурным запретам.

По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами

драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор». В

трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в

жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса была

поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов» учинили

в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить повторный

спектакль дирекция театра уже не решилась.

Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822 года, в

течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал вторую

трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень популярной

в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть

сверхъестественных сил над человеком.

В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил стихи,

написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких циклов.

Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место в

творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии всей

немецкой лирики.

Новым важным моментом в развитии творческого таланта Гейне были «Путевые

картины» (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост критических

тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены в них гораздо

острее и шире, чем в «Книге песен». Лирический герой в «Путевых картинах»

претерпевает заметную эволюцию по сравнению с «Книгой песен». Гейне

сознательно переходит к прозе как к жанру, дававшего ему возможность шире

охватить общественную жизнь.

В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует по

Италии.

Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – «эти солнечные

лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению самого Гейне –

воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под влиянием тяжелых

обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии, Гейне принимает решение

об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает родину.

Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий,

происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-

Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне во

Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже, Бальзак,

Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.

В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая важнейшие

работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно- политической

жизни. На время эти работы отодвинули на задний план собственно

художественное творчество.

В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов «Новая весна»,

новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски из «Мемуаров

Шнабелевопского».

Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в поэтическом

творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к последующей

политической лирике.

Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и оптимистических

надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так возникло название

«Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много стихотворений, дышащих

пышным ароматом расцветающей весенней природы.

Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение в его

книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим публицистическим

произведением Гейне.

С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете», Гейне

опять систематически публикует корреспонденции об общественно-политической

жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и переработав эти

статьи, он издает их в виде книги под названием «Лютеция». Здесь в еще более

полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт вопрос о противоречиях

буржуазного общества.

В эти же годы Гейне пишет поэму «Атта Тролль» (1841 г). Поэма свидетельствует

о большой сложности и противоречивости, характерных для процесса становления

реалистического метода в творчестве Гейне.

Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма «Германия. Зимняя сказка»

(1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-

художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического лирика.

Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной действительности – это

поэма о Германии. Вся поэма проникнута большой любовью к ней.

Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется обстановкой,

сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции 1848-49 года.

Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция Гейне на результаты

немецкой революции.

Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов

«Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851 годов.

Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой единого

целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати в 1854

году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и 1854

годов», остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и после

смерти Гейне. Однако все эти стихи сохраняют идейное направление и общий

характер «Романсеро».

Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками, постоянно думая

о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на приезд в Берлин, чтобы

лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха – своего товарища студенческих

лет. Но прусское правительство не только ответило решительным отказом на

просьбу умирающего поэта, но еще и пригрозило ему немедленным арестом, если

он появится на прусской территории. Так до конца своих дней Гейне остался

политическим изгнанником.

Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих

поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.

Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище Монмартр в

Париже.

Литература:

1. Г. В. Стадников «Биография писателя»

2. А. С. Дмитриев «Генрих Гейне»


© 2010 Рефераты