Рефераты

Билеты: Краткое содержание

Билеты: Краткое содержание

ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

Средневековая литература — важный и необычайно интересный этап в развитии

мировой литературы.

Римская империя рухнула в V в. н. э. в результате восстания рабов и нашествия

варваров. На ее обломках возникли варварские государства, оказавшиеся

недолговечными. Начался переход от рабства, исторически себя исчерпавшего и

доказавшего свою неэффективность, к феодальной формации, основой которой было

крепостное право, что в целом означало шаг вперед. Однако феодальное

хозяйство оставалось еще во многом отсталым, замкнутым, натуральным, тор-

гово-денежные отношения медленно укоренялись в обществе.

Развитие феодального общества претерпело ряд этапов. Раннее средневековье

(V—XI вв.) — время, когда в Европе еще почти не было городов, население

сосредоточивалось в сельской местности, ремесла находились в тесной связи с

земледелием. Крупные феодалы обладали достаточной самостоятельностью и

старались не подчиняться королю. Период развитых феодальных отношений (XII—XV

вв.) — время, когда сформировалась структура феодального общества, его

иерархическая лестница, где каждое сословие занимало строго определенную

ступеньку: на ее вершине — король, крупные феодалы, у подножия — бесправные

крестьянские массы. Важным фактором стало появление городов и формирование

городского сословия. Обостряется борьба между королевской властью, обычно

опиравшейся на горожан, и мятежными феодалами. Позднее средневековье (XV —

нач. XVII в.) —время, когда в результате великих географических открытий,

перехода от цеховой системы к мануфактуре и интенсивного развития торгово-

денежных отношений происходят глубокие перемены во всех сферах политической,

общественной и духовной жизни. Именно столь значительными переменами и вызван

расцвет литературы и искусства в эпоху Возрождения.

На характер и поэтику средневековой литературы оказали влияние сразу

несколько факторов. Во-первых, она впитала некоторые формы и сюжеты устного

народного творчества. Во-вторых, вобрала в себя традиции античной культуры и

литературы, особенно здесь следует отметить творчество Овидия и Вергилия.

Наконец, на средневековую литературу оказало мощное влияние христианство, его

религиозная система, пронизывавшая все стороны человеческой жизни. Многие

жанры средневековой литературы: религиозные гимны, духовные стихи, перифразы

Библии — религиозного происхождения.

Период раннего средневековья сравнительно беден в литературном отношении.

Нашествие варваров привело к гибели многих памятников античной культуры. Что

касается образцов устного народного творчества, то и они истреблялись

христианской церковью как языческие. Среди тех, что сохранились, — эпические

сказания народов, находившихся как бы на отшибе Европы, таких, как кельты или

древние скандинавы.

Литература периода развития феодальных отношений значительно богаче.

Знаменательно, что каждое сословие, по сути, вырабатывало свою культуру, свою

литературу. В народной среде родились из фольклорных преданий образцы

героического эпоса, который относится к высшим художественным достижениям

средневековья. Во Франции — это «Песнь о Роланде»; в Германии— «Песнь о

Нибелунгах»; в Испании — «Песнь о моем Сиде». Рыцарство также создает свою

литературу, рыцарскую, представленную как богатейшим жанрово-тематическим

разнообразием романов, так и поэзией, прежде всего лирикой трубадуров.

Интересна и городская литература, в которой преобладают жанры дидактические,

поучительные, сатирические, аллегорические. В городе же формируются

театральные жанры, как религиозные — мистерия, миракль, моралите, так и

светские — прежде всего фарс.

В среде служителей культа создается литература на латинском языке, в

частности жития святых, «видения», церковная драма, выросшая из богослужений.

Средневековую литературу нельзя понять без учета особенностей менталитета

человека того времени, его религиозного восприятия действительности.

Католическая церковь исходила из «двух реальностей», согласно которым земная

жизнь являлась лишь бледным отражением иной, небесной жизни. Земное

существование было как бы приготовлением к переходу в иной мир. В самой

человеческой природе выделялись «духовное», «высокое» начало и «греховная»

плоть. Провозглашался аскетизм, осуждались пагубность страстей, греховность

плотской любви. Это накладывало отпечаток на концепцию человека в

средневековой литературе. Художественное осмысление личности нередко

подавалось в некоем сословном, схематичном преломлении. Рыцарь изображался

обычно мужественным, красивым, внешне король — мудрым, величественным;

крестьянин — хитроватым, прижимистым. В эпоху же Возрождения наблюдается

освобождение от многих привычных догм и схем. Можно смело утверждать, что

произошел прорыв к подлинному пониманию человеческой природы, к «открытию» в

каждом отдельном индивиде гармонического единства духовного и физического

начал.

Б. Г.

СТАРШАЯ ЭДДА

Сборник древнеисландских песен (XIII в.)

Яркий образец литературы раннего средневековья — эпос древних скандинавов,

обитавших на севере Европы, на территории современных Исландии, Норвегии,

Швеции, в суровых климатических и природных условиях. У них долгое время

сохранялся родовой строй, поскольку начало феодализации и христианизации

относится лишь к X—XI вв., а именно к концу первого тысячелетия христианской

эры. Древних скандинавов, живших по морскому побережью на берегах фьордов и

бухт, назвали викингами (от слова «вик» — бухта, букв.: «люди бухты»).

Викинги, или норманны (т. е. северные люди), совершали смелые набеги на

соседние земли, нередко их захватывали, подвергали колонизации. Это время

известно в Европе как период норманнского завоевания. С XI в. норманны

активно совершают набеги на Англию, где основывают свои поселения. В 911 г.

французский король уступил норманнам территорию, которая получила название

Нормандия. Шведы, получившие на Руси имя варягов, проникали и на территорию

Древней Руси, доходили по рекам до Черного моря и Царь-града. Они проложили

«путь из варяг в греки».

Суровый воинственный дух викингов наложил отпечаток на характер, сюжеты,

общий дух древнескандинавской литературы, впитавшей в себя элементы фольклора

и мифологии. Она представлена тремя группами произведений: песнями «Эдды»,

поэзией скальдов и прозаическими исландскими сагами. Наиболее интересное

явление —«Эдда», состоящая, по сути, из двух книг. «Младшая Эдда» —

прозаическое произведение исландского поэта Снорри Стурлусона, написанное в

начале XIII в. Это как бы обзор языческих мифов, снабженный комментарием.

Другой, более интересный сборник — «Старшая Эдда», открытый в XVI в., состоит

более чем из 30 текстов и включает в себя песни, бытовавшие в устном народном

творчестве. Эти песни рассказывают о скандинавских богах и сотворении мира

(«Прорицание провидицы», «Песня о Три-ире», «Песня о страннике», «Песня о

Веланде», «Славянская распря Локи»), туда же включены песни героические,

повествующие о судьбах знаменитых родов, например Волсунгов и Гьюкун-гов.

Главным богом скандинавов был Один, «создатель, бог богов»; его дочери—

валькирии, девы-воительницы; его жена Фригг — покровительница браков, богиня

любви; Тор — бог грома и бури — представал вооруженный молотом; богом огня,

носителем разрушительного начала, раздоров и распрей был Локи. Самый

известный текст «Старшей Эдды» — песня «Прорицание провидицы», многоплановое

эпическое сказание о сотворении, жизни и грядущей гибели мира.

Битвы, поединки, вечный дух борьбы — вот что определяет пафос «Эдды», книги,

запечатлевшей образ жизни древних скандинавов. В языке «Эдды» обнаруживается

множество синонимов к слову «победа». Для этого панорамного произведения

характерны простота и ясность мысли, членение стихов на строфы, широкое

использование аллитерации, определенной звуковой орга^ низации речи, когда

повторяются согласные, например звука «м», как в этом отрывке: «Мощный,

уймись, иль мощный мой молот / Мьоль-нир, немым тебя сделает вмиг».

Некоторые сюжетные мотивы «Эдды» были использованы великим немецким

композитором Р. Вагнером в его оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов».

Б. Г.

ПЕСНИ О БОГАХ

ПЕСНЬ О ТРЮМЕ

Тор поутру встает разъяренный и видит, что Мьёлльнир-молот пропал у него.

Локи, хитрому богу, говорит он о пропаже своей, а потом идут все к дому Фрейи

и просят наряд ее из перьев, чтобы молот сыскать. Дает наряд Фрейя, и шумит

перьями Локи, улетая из края асов-богов в край, где живут ётуны-великаны.

Трюм-великан сидит на кургане и из золота плетет ошейники псам. Видит он Локи

и спрашивает его, зачем он в Ётунхейм прибыл. А Локи в ответ, уж не он ли

Хлорриди-Тора молот запрятал? Трюм отвечает, что отдаст его только тогда,

когда в жены ему Фрейю прекрасную отдадут. Летит Локи обратно, и идут они с

Тором к Фрейе, просят ее наряд надеть брачный и с ними вместе в Ётунхейм

ехать. Но Фрейя отказывается наотрез.

Тогда боги-асы на тинг собираются — думают, как им молот Тора вернуть. И

решают брачный наряд на Тора надеть: пышным убором голову накрыть, а грудь

украсить ожерельем Брисин-гов-карликов. Локи ж служанкой Тора в Ётунхейм

соглашается ехать.

Завидев их, Трюм велит столы готовить для пира. На пиру Трюм желает невесту

поцеловать, но, откинув покров, видит, что сверкают глаза у нее и «пламя из

них ярое пышет». Служанка разумная на то отвечает, что «восемь ночей без сна

была Фрейя», так торопилась она в край великанов приехать. И вот в нетерпении

Трюм, ётунов конунг, приказывает Мьёлльнир нести и на колени невесте его

положить, чтобы скорей союз с ней заключить. Хлорриди-Тор радостно молот

могучий хватает и род исполинов весь, вместе с Трюмом, истребляет. «Так Тор

завладел молотом снова».

ПЕСНИ О ГЕРОЯХ

ПЕСНЬ О ВЁЛУНДЕ

Жил конунг по имени Нидуд. Двое сыновей у него родилось и дочь Бедвильд. И

было три брата — сыновья конунга финнов: Слагфрид, Эгиль и Вёлунд. Рано утром

видят они на берегу трех женщин-валькирий. Братья в жены берут их, и Вёлунду

Чудесная достается. Живут они семь зим, а потом валькирии на битву мчатся и

обратно не возвращаются. Отправляются братья искать их, только Вёлунд один

дома сидит.

Узнает Нидуд про это и шлет к нему воинов в кольчугах блестящих. Внутрь

жилища воины входят и видят: на лыке кольца подвешены, числом семьсот.

Снимают они кольца и снова нанизывают, только одно кольцо утаили. Приходит

Вёлунд с охоты, кольца считает и видит: нет одного. Решает он, что

возвратилась валькирия юная и кольцо взяла. Долго сидит он, а потом засыпает;

проснувшись же, видит, что крепко веревками связан. Нидуд-конунг меч его

забирает, а кольцо золотое дочери Бедвильд своей отдает. А потом велит

Вёлунду-кузнецу сухожилья подрезать, отвезти на остров далекий и бросить там.

Вёлунд, сидя на острове, месть вынашивает. Вот однажды двое Нидуда сыновей к

нему приезжают — взглянуть на сокровища, спрятанные на острове. И только

склонились братья к ларцу, как Вёлунд головы снес обоим. Чаши в оправе из

серебра из черепов их делает и Нидуду посылает; «яхонты глаз» супруге его

отправляет; из зубов для Бедвильд нагрудные пряжки делает.

Бедвильд идет к нему с просьбой: кольцо поврежденное исправить. Вёлунд пивом

ее поит и кольцо и девичью честь у нее отнимает. А потом, кольцо волшебное

получив обратно, в воздух поднимается и к Нидуду летит.

Нидуд сидит и о сыновьях горюет. Вёлунд ему говорит, что в кузне его может он

кожу, снятую с сыновей, найти, а под мехами ноги. Бедвильд же теперь

беременна от него. И Вёлунд, смеясь, в воздух вновь взмывает, «Нидуд же в

горе один остался».

КЕЛЬТСКИЙ ЭПОС

Одним из самых значительных художественных памятников эпохи раннего

средневековья стал кельтский эпос. Его творцами были кельты, народность,

населявшая территорию современной Ирландии, южную часть Англии и север

Франции. Примерно до начала VIII в., до скандинавских вторжений, кельты,

жившие на отшибе Европы, сохраняли архаическую стадию культуры, общинное

землепользование, натуральное хозяйство, пережитки группового брака,

матриархата. Хотя в V в. кельты подверглись христианизации, но она не пустила

глубоких корней. Кельты оставались верны языческим традициям, верили в

племенных богов, в природные силы и духов, во всякого рода магические

заклинания, зароки, табу.

Из родовых и местных преданий вырос кельтский фольклор, насыщенный богатейшим

мифологическим материалом. Долгое время, несколько столетий, эти предания

сохранялись в устной форме. Их хранителями были две категории сказителей:

барды, исполнявшие стихи в сопровождении музыки, и филиды, рассказывавшие

предания и подвергавшие их литературной обработке. Рассказчики конечно же

разное количество произведений хранили в своей памяти. Иные помнили до 300

произведений. Первые записи преданий были сделаны в VII—VIII вв., наносились

они на шкуры животных. Один текст, например, назывался «Книга Бурой коровы».

Всего в библиотеках собрано до 300 томов сказаний, которые назывались

«сагами». Сага— небольшой по объему рассказ, который исполнялся в течение

одного вечера. Обычно это происходило тогда, когда мужчины, вернувшиеся домой

после охоты или рыбной ловли, коротали время перед сном. Иногда саги

образовывали цикл, длительное по сюжету повествование. Наиболее известный

цикл — «Похищение быка из Куалнге».

Самая древняя часть кельтского эпоса — улад-ский цикл, рожденный сказителями

из племени уладов, живших в северной части Ирландии, на территории

современного Ольстера. Главный герой цикла— Кухулин, в нем находим черты

народного заступника: благородство, смелость, готовность отдать жизнь за

своих близких. Он гибнет как герой, великодушный и отважный.Вместе с ним его

верная подруга Эмер, воплощение кельтского женского идеала.

Для кельтского эпоса, тесно связанного с фольклорной традицией, характерны

элементы фантастики, богатство и красочность сюжетов и какая-то особая

непосредственность, наивность, «детскость» восприятия мира.

Б. Г.

ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛНГЕ

Сага (IX—XI вв.)

Эту самую обширную из саг про героя ирландского эпоса Кухулина называют

иногда «ирландской «Илиадой». В ней доминирует тема войны между уладами и

коннахтами. Поводом к войне послужило похищение по велению Медб, королевы

коннахтов, прекрасного коричневого быка божественного происхождения,

принадлежавшего одному из уладов. Завладев этим быком, Медб надеялась

превзойти богатством своего мужа Ай-лиля, у которого был прекрасный белорогий

бык. Медб начала войну в то время, когда все улады, за исключением Кухулина,

были поражены магической болезнью—непонятной слабостью. Кухулин занял позицию

у одного брода и вынудил вражеских воинов по одному вступить с ним в бой.

Такая ситуация представляет собой своеобразный прием выделения героя,

являющегося главным действующим лицом повествования. В этом отличие саги от

гомеровской «Илиады», поскольку там уход Ахилла от боя дает возможность, не

нарушая непрерывности и цельности эпопеи, показать подвиги других героев и

включить в произведение множество сюжетов. В «Похищении быка из Куалнге»

значительная часть эпического материала вводится в текст в форме вставок,

интерполяций, рассказов других персонажей, что в известной мере мешает

достигнуть органического единства большой эпической формы.

Кухулин вступает в поединки с вражескими богатырями. Лишь учителю Кухулина —

Фер-гусу, перешедшему на службу к Медб, удалось избежать такой стычки. Он

уговорил Кухулина добровольно пуститься от него в бегство, с тем что в другой

раз он, в свою очередь, побежит от Кухулина и увлечет за собой все войско.

Только на три дня изможденного героя заменяет у брода бог Луг в виде юного

воина. Свою помощь Кухулину предлагает и воинственная фея Морриган, а когда

Кухулин ее отвергает, она, превратившись в корову, сама нападает на него.

Таким образом, мифологические существа вмешиваются в борьбу, но исход ее

целиком определяется героизмом Кухулина.

Сражаться с Кухулином приходится и его побратиму Фердиаду (они когда-то

вместе обучались у колдуньи Скатах) — могучему богатырю с роговой кожей, как

у героя немецких сказаний Зигфрида. Это Медб силой своих заклинаний вынудила

его выступить против Кухулина.

Во время ночного отдыха после сражений богатыри дружески обмениваются едой и

целебными зельями, их возницы спят рядом, их кони вместе пасутся на лугу. На

третий день поединка Кухулин применяет ему одному известный прием «рогатого

копья» и убивает Фердиада. После смерти друга он, правда, впадает в отчаяние:

«К чему теперь мне вся твердость духа? / Тоска и безумье мной овладели /

Перед этой смертью, что причинил я, / Над этим телом, что я сразил».

Поединок с Фердиадом — кульминация повествования. Вскоре чары развеиваются,

болезнь у уладов проходит, и они вступают в бой. А Фергус, выполняя свое

обещание, бежит с поля боя, увлекая за собой войска коннахтов. Коричневый бык

из Куалнге убивает белорогого быка и мчится по земле коннахтов, неся ужас и

опустошение, пока сам не разбивается насмерть о холм. Война ста- ,, новится

бесцельной, враждующие стороны заключают мир: уладам достается большая

добыча.

В других сагах этого цикла — «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер»,

«Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина» — также четко выражены сказочные

мотивы. Кухулин оказывается либо сыном бога Луга, от которого Дехтире зачала,

проглотив насекомое с глотком воды, либо сыном Дехтире от ее связи с братом —

мотив кровосмешения характерен для мифологических сказаний и легенд о первых

царях, героях, богатырях, иными словами, о родоначальниках и вождях разных

племен.

Сага о смерти Кухулина — одна из самых прекрасных. Кухулин пал жертвой

собственного благородства и коварства своих врагов. Он съедает предложенное

ему мясо собаки и тем самым нарушает табу — запрет есть мясо своего «родича»

животного. Кухулин не может допустить, чтобы коннахтские друиды спели «злую

песню», колдовское заклинание против его рода и племени, и потому трижды

бросает древком вперед копье, от которого согласно предсказанию он должен

погибнуть. Копье убивает сначала возницу, потом коня, а затем уже и героя.

Женщины уладов видят дух Кухулина, парящий в воздухе со словами: «О, Эмайн-

Маха! О, Эмайн-Маха — великое, величайшее сокровище!»

Находим мы в эпосе исполненные глубинного смысла слова, характеризующие

трагическое предначертание в судьбе каждого человека, недаром существует в

народе присказка «погибают почти всегда лучшие», так и в одной из саг мы

читаем: «Три недостатка было у Кухулина: то, что он был слишком молод, то,

что он был слишком смел, то, что он был слишком прекрасен».

Б. Г.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Замечательный образец средневекового народно-героического эпоса — «Песнь о

Роланде». Родина «Песни» — Франция, где получили широкое распространение

«песни о деяниях», бытовавшие в рыцарской среде. Всего их насчитывается около

ста, образующих с точки зрения сюжета и тематики три группы: в центре первой

— король Франции, мудрый монарх; в центре второй — его верный вассал; в

центре третьей — напротив, мятежный феодал, не подчиняющийся королю. В основе

«Песни о Роланде», самой знаменитой среди героических песен, — реальное

историческое событие, кратковременный поход Карла Великого против басков в

778 г. На обратном пути арьергард короля попал в засаду в Ронсельванс-ком

ущелье и был уничтожен. В бою погиб племянник Карла, префект по имени

Хруотланд.

Примерно четыре столетия песня, посвященная этому событию, передавалась из

уст в уста и была записана лишь около 1170 г. За это время реальная

историческая основа подверглась переосмыслению с точки зрения политической

актуальности. Недолгий поход Карла превратился в семилетнюю войну против

неверных сарацин. Сама трактовка этого события приобрела отчетливо выраженную

религиозную окраску, в чем сказалась атмосфера крестовых походов за

освобождение Гроба Господня, происходивших в Европе в XI—XII вв. Тема

утверждения христианства соединилась в поэме с патриотической темой защиты

родины. Поборниками государственных интересов выступают Карл Великий, Роланд,

его верный друг Оливье. Значительный социальный смысл заключен в фигуре

Гвенелона. Он не только предатель, чей преступный эгоизм привел к огромным

человеческим жертвам. Гвенелон — носитель губительной тенденции: он сторонник

феодальной раздробленности, наносящей ущерб государству. Не случайно бароны

не подчиняются Карлу и отказываются осудить Гвенелона; все решает здесь

поединок. Казнь же Гвенелона сим-волична. Его разрывают на части: с ним

поступают так, как он хотел поступить с Францией.

Для «Песни о Роланде» характерны монументальность образов, гиперболизм, связь

с фольклором, лиризм. Поэма состоит из особых строф — тирад, включающих в

себя иногда до 35 стихов. Стих нерифмованный, но с обилием аллитераций.

«Песнь о Роланде», ее образы получили широкое распространение в Европе, в

частности в Италии. В итальянской литературе, например, паладины Карла

Великого превращены в изящных рыцарей, а суровый Роланд — в пылкого любовника

(поэмы Боярдо «Влюбленный Роланд» и Ариосто «Неистовый Роланд»).

Б. Г.

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

Героическая эпопея (ок. 1170)

Державный император франков великий Карл (тот самый Карл, от имени которого

происходит слово «король») семь долгих лет сражался с маврами в Испании. Он

отвоевал у нечестивых уже многие испанские замки. Его верное войско взяло

приступом все башни и покорило все грады. Лишь повелитель Сарагосы, царь Мар-

силий, безбожный слуга Мухаммеда, не желает признать господства Карла. Но

скоро гордый владыка Марсилий падет и Сарагоса склонит главу перед славным

императором.

Царь Марсилий созывает своих верных сарацин и просит у них совета, как

избежать расправы Карла, властителя прекрасной Франции. Мудрейшие из мавров

хранят безмолвие, и лишь один из них, вальфондский кастелян, не стал молчать.

Бланкандрин, так звался мавр, советует обманом добиться мира с Карлом.

Марсилий должен послать гонцов с великими дарами и с клятвой в дружбе, пусть

пообещает Карлу от имени своего государя верность. Посол доставит императору

семьсот верблюдов, четыре сотни мулов, нагруженных арабским золотом и

серебром, да так, чтоб Карл смог наградить богатыми дарами своих вассалов и

заплатить наемникам. Когда же Карл с подношениями отправится в обратный путь,

пусть Марсилий поклянется последовать через малое время за Карлом и в день

святого Михаила принять христианство в Ахене, престольном граде. Заложниками

будут к Карлу посланы дети знатнейших сарацин, хотя и ясно, что суждена им

гибель, когда откроется вероломство Марси-лия. Французы уйдут домой, и только

в Ахенс-ком соборе могущественный Карл в великий день святого Михаила поймет,

что маврами он обманут, но будет поздно мстить. Заложники погибнут, зато

трона не лишится царь Марсилий.

Марсилий согласен с советом Бланкандрина и снаряжает в путь послов к Карлу,

обещая им за верную службу в награду богатые поместья. Послы берут в руки

ветвь оливы — знак миролюбия — и отправляются в путь. Тем временем могучий

Карл празднует в плодоносном саду победу над Кордовой. Вокруг него сидят

вассалы, играют в кости и шахматы.

Придя в стан франков, мавры видят Карла на золотом троне, лицо короля гордо и

прекрасно, борода его белее снега, а кудри волнами ниспадают на плечи. Послы

приветствуют императора. Они излагают все то, что Марсилий, царь мавров,

велел им передать. Внимательно выслушивает Карл гонцов и, поникая головой,

погружается в раздумье.

Ярко сверкает солнце над станом франков, когда созывает Карл своих

приближенных. Карл хочет знать, что думают бароны, можно ли поверить словам

Марсилия, который обещает во всем повиноваться франкам. Бароны, уставшие от

долгих походов и тяжелых сражений, желают скорейшего возвращения в родные

края, где ждут их прекрасные жены. Но ни один не может посоветовать этого

Карлу, так как каждый из них знает о коварстве Марсилия. И все молчат. Лишь

один, племянник короля, молодой граф Роланд, выступив вперед, начинает

уговаривать Карла не верить словам лживого царя мавров. Роланд напоминает

королю о недавней измене Марсилия, когда тот также обещал верно служить

франкам, а сам нарушил свое обещание и предал Карла, убив его послов, славных

графов Базана и Базилия. Роланд умоляет своего повелителя как можно скорее

идти к стенам непокорной Сарагосы и отомстить Марсилию за смерть славных

воинов. Карл.молчит, повисает зловещая тишина. Не все бароны довольны

предложением молодого Роланда. Граф Гвенелон убеждает всех, что войско Карла

и без того уже устало, а завоевано так много, что можно с гордостью

стремиться в обратный путь к границам прекрасной Франции. Другой барон, Немон

Баварский, один из лучших вассалов короля, советует Карлу прислушаться к

речам Гвенелона и внять мольбам Марсилия. Граф утверждает, что христианский

долг велит простить неверных и обратить их к Богу и нет сомнения, что мавры

приедут в день святого Михаила в Ахен. Карл обращается к баронам с вопросом,

кого послать в Сарагосу с ответом. Граф Роланд готов отправиться к маврам,

хоть его совет и отвергнут господином. Карл отказывается отпустить от себя

любимого племянника, которому он обязан многими победами. Тогда Немон

Баварский охотно предлагает отвезти послание, но и его Карл не желает

отпускать. Многие бароны, дабы доказать свою верность, хотят отправиться в

путь, один лишь граф Гвенелон молчит. Тогда Роланд выкрикивает Карлу совет:

«Пусть едет Гвенелон». Граф Гвенелон испуганно встает и смотрит на

собравшихся, но все согласно кивают головами.

Граф Гвенелон уходит в свою палатку и готовит боевые доспехи, собираясь в

путь. Недалеко от стана франков Гвенелон нагоняет возвращающееся посольство

неверных, которых хитрый Бланкандрин задерживал у Карла как можно дольше,

чтобы по дороге сойтись с посланцем императора. Между Гвенелоном и

Бланкандри-ном завязывается долгий разговор, из которого мавр узнает о вражде

между Гвенелоном и любимцем Карла Роландом. Они дают друг другу клятву —

погубить могучего Роланда.

Проходит день, и Гвенелон уже у стен Сарагосы, его ведут к царю мавров

Марсилию. Поклонившись царю, Гвенелон передает ему послание Карла. Карл

согласен с миром уйти в свои пределы, но в день святого Михаила он ждет

Марсилия в престольном Ахене, и если сарацин ослушаться посмеет, его в цепях

доставят в Ахен и цредадут там позорной смерти. Марсилий, не ожидавший такой

резкости, хватает копье, желая сразить графа, но Гвенелон уворачивается от

удара.

Все беды Испании от одного Роланда, принимается он убеждать Марсилия, и если

тот хочет покоя в своей стране, то должен он не просто послушаться Карла, но

также хитростью или обманом погубить его племянника, Роланда. Марсилий рад

такому плану, но он не знает, как справиться с Роландом, и просит Гвенелона

придумать средство. Если им удастся погубить Роланда, Марсилий обещает графу

за верную службу богатые дары и замки прекрасной Испании.

У Гвенелона план уже давно готов, он точно знает, что Карл захочет оставить

кого-нибудь в Испании, чтоб обеспечить покой на завоеванной земле. Карл

несомненно попросит именно Роланда остаться на страже, с ним будет совсем

небольшой отряд, и в ущелье (король уже будет далеко) Марсилий разобьет

Роланда, лишив Карла лучшего вассала. Этот замысел по душе Марсилию, он зовет

Гвенелона в свои покои и приказывает принести туда дорогие подарки, лучшие

меха и украшения, которые новый друг отвезет своей супруге в далекую Францию.

Вскоре Гвенелона провожают в обратный путь, точно договорившись об исполнении

задуманного. Каждый знатный мавр клянется в дружбе предателю-франку и

отправляет с ним к Карлу в заложники своих детей.

Граф Гвенелон на заре подъезжает к стану франков и сразу проходит к Карлу. Он

принес повелителю множество даров и привел заложников, но главное — Марсилий

передал ключи от Сарагосы. Ликуют франки, Карл приказал собраться всем, чтоб

сообщить: «Конец войне жестокой. Мы отправляемся домой». Но Карл не хочет

покинуть Испанию без охраны. Иначе он до Франции и доехать не успеет, как

басурманы вновь поднимут голову, тогда настанет конец всему, чего добились

франки за семь долгих лет войны. Граф Гвенелон подсказывает императору

оставить Роланда на страже в ущелье с отрядом храбрых воинов.

Карл со слезами покидает Испанию и на прощание отдает Роланду свой лук. Он

знает, что им уже не суждено встретиться. Изменник Гвенелон будет повинен в

бедах, которые постигнут франков и их императора. Роланд, собрав свое войско,

спускается в ущелье. Он слышит рокот барабанов и провожает взглядом уходящих

на родину воинов.

Карл уже далеко, и тогда Роланд и граф Оливьер поднимаются на высокий холм и

видят полчища сарацин. Оливьер упрекает Гвенелона в предательстве и умоляет

Роланда трубить в рог. Карл еще может услышать призыв и повернуть войска. Но

гордый Роланд не желает помощи и просит воинов бесстрашно идти в бой и

одержать победу: «Храни вас Бог, французы!»

Вновь поднимается Оливьер на холм и видит уже совсем близко мавров, полчища

которых все прибывают. Он опять молит Роланда трубить, дабы Карл слышал их

зов и повернул назад. Роланд не хочет ничего слышать, выстраивает войско и с

кличем «монжой» несется в бой. В жестокой битве сошлись французы и войска

хитрого Марсилия.

Проходит час, французы рубят неверных, лишь крики и звон оружия раздаются над

глухим ущельем. Граф Оливьер мчится по полю с обломком копья, он поражает

мавра Мальзаро-на, за ним Тургиса, Эсторгота. Граф Оливьер уже поразил

семьсот неверных. Все жарче бой-Жестокие удары разят и франков и сарацин, но

нет у франков свежей силы, а напор врагов не ослабевает.

Марсилий мчится из Сарагосы с огромной ратью, он жаждет встречи с племянником

Карла, графом Роландом. Роланд видит приближающегося Марсилия и только теперь

окончательно понимает мерзкое предательство своего Гвенелона.

Ужасен бой, Роланд видит, как гибнут молодые франки, и в раскаянии бросается

к Оливьеру, он хочет трубить в рог. Но Оливьер только то и говорит, что

поздно на помощь Карла звать, теперь император не поможет, стремительно

мчится в сечу. Роланд трубит... Кровавая пена на губах Роланда, вздулись жилы

на висках, далеко разносится протяжный звук.

Дойдя до границы Франции, Карл слышит рог Роланда, он понимает, что

предчувствия его были не напрасны. Император разворачивает войска и спешит на

помощь племяннику. Все ближе и ближе Карл к месту кровавой битвы, но уже не

застать ему никого в живых. Повсюду смерть и кровь, всюду лежат убитые

французы, только Роланд вернулся на поле битвы, он рубит сплеча, рассек Фаль-

дрона, многих знатных мавров, ужасна месть Роланда за гибель воинов и за

предательство Гвенелона. На поле битвы он сталкивается с Марсилием, царем

всей Сарагосы, и кисть руки ему отсек, царевича и сына Марсилия мечом

булатным свалил с коня и заколол копьем. Марсилий в испуге обращается в

бегство, но это уже ему не поможет, войска Карла слишком близки.

Настали сумерки. Один халиф, на скакуне, подлетает к Оливьеру и поражает его

в спину булатным копьем. Глядит Роланд на графа Оли-вьера и понимает, что

друг убит. Он ищет взглядом архиепископа, но нет уже рядом никого, войско

разбито, день подошел к концу, принеся гибель доблестным франкам.

Идет Роланд один по полю битвы, он чувствует, что силы покинули его, кровью

покрыто лицо, прекрасные глаза замутились, он ничего не видит. Герой падает

на траву, закрывает глаза, и в последний раз он видит образ Франции

прекрасной. Спустя время к нему во тьме подкрался мавр испанский и бесчестно

поразил его. Убит могучий рыцарь. Здесь на рассвете находит его войско Карла.

Император с рыданиями падает на колени перед телом племянника и обещает

отомстить за него.

Спешат войска скорее в путь, чтобы догнать мавров и дать последний бой

поганым предателям.

Раненый Марсилий спасается от гнева императора в столице, в Сарагосе. Он

слышит победный клич французов, вошедших в город. Марсилий просит помощи

соседей, но все в испуге отвернулись от него, один лишь Балигант готов

помочь. Сошлись его войска с войсками Карла, но быстро франки разбили их,

оставив сарацин лежать на поле битвы. Карл возвращается на родину, чтобы

благочестиво похоронить тела героев и свершить справедливый суд над

предателями.

Вся Франция оплакивает великих воинов, нет больше славного Роланда, а без

него нет счастья у франков. Все требуют казнить предателя Гвенелона и всех

его родных. Но Карл не хочет казнить вассала, не дав ему слова в свое

оправдание. Настал день великого суда, Карл призывает к себе предателя. Тогда

один из славных франков, Тьдри, просит Карла устроить поединок между ним и

родственником Гвенелона, Пинабелем. Если Тьдри победит, Гвенелона казнят,

если нет, он будет жить.

Сошлись на поле боя Тьдри могучий И Пина-бель непобедимый, мечи подняв,

помчались в бой. Долго сражаются герои, но ни тому, ни другому не дается

победа. Судьба же распорядилась так, что, когда раненый Тьдри последний раз

поднял свой меч над головой Пинабеля, тот, пораженный, замертво упал на землю

и больше уже не очнулся. Суд императора свершен, Гвенелона воины привязывают

к коням и гонят их к воде. Ужасные мучения испытал предатель Гвенелон. Но

какая смерть искупит гибель прекрасного Роланда... Горько Карл оплакивает

своего любимого вассала.

А. Н. Котрелева

Карл Великий — император франков, дядя Роланда в поэме. Исторический К.

В. весьма мало напоминает седобородого, умудренного годами и опытом владыку — в

момент испанского похода ему было всего 36 лет. В поэме ему 200 лет, и облик

его подчеркнуто патриархален, что типично для народных сказаний. В поэме также

создается гиперболизированное в духе эпоса представление о мощи империи К.:

наряду с областями, которые действительно принадлежали императору франков или

были им завоеваны, называются те страны и города, которые в империю К. не

входили (Польша, Шотландия, Уэльс, Англия, Константинополь и пр.), и даже те,

которые не существовали в VIII в. (Нормандия). К. В. выступает в поэме как

воплощение духа крестовых походов: действиями его руководит архангел Гавриил;

подобно Иисусу Навину, он останавливает солнце, чтобы успеть покарать неверных;

ему снятся вещие сны. Вообще через всю поэму проходит параллель с евангельской

притчей о Христе. Двенадцать пэров уподобляются апостолам, изменник Гвенелон в

какой-то мере приравнивается к Иуде, а в поведении самого К. временами

проступает мученическая покорность судьбе: «Я не могу потоки слез сдержать! /

Граф Гвенелон людей моих погубит, — / Сегодня ночью ангел мне явился / И вещий

сон явил очам моим».

Роланд — главное действующее лицо «Песни». Его характер отличает гордость

и самонадеянность, типичная для героя, привыкшего одерживать победы. Когда он

замечает, что на их небольшой отряд надвигаются превосходящие силы противника,

он отвергает совет Оливье затрубить в рог, чтобы его услышали воины Карла и

пришли на помощь. Он, как и положено эпическому герою, целиком рассчитывает

лишь на собственные силы. Беззаветная преданность вассала императору,

готовность по первому его требованию пожертвовать жизнью — основной мотив

«Песни», в которой нет картин мирной жизни и быта, но подробно описываются

воинские советы, сражения и поединки. О невесте Р., Альде, которая умирает от

горя, узнав о гибели возлюбленного, мы узнаем лишь в конце поэмы, и ее образ не

производит такого сильного впечатления, как фигуры суровых воителей и вельмож

императора Карла. Р. выступает в «Песни» воплощением всех достоинств, которыми,

согласно представлениям его эпохи, должен был обладать верный слуга императора

и мужественный христианский воин.

ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ

Испанская эпическая поэма (создана ок. 1140, сохранилась в неполной записи 1307)

Сид — главный персонаж поэмы, национальный герой Испании. Исторический

прототип героя Родриго Диас де Бивар по прозвищу Сид жил во второй половине

XI в. и умер в 1099 г. Близость поэмы к породившим ее историческим событиям

оказала влияние на стилевые особенности этого произведения, которые сильно

отличаются от французского героического эпоса. Творец «Песни о Роланде» при

известной архаичности своего стиля склонен к эффектам, обладает пылкой

фантазией и не стесняет себя в использовании изобразительных средств, тогда

как поэма о С. отличается предельной простотой и безыскуснос-тью. В ней нет

преувеличений, нет фантастических эпизодов, за исключением одного, когда

архангел Гавриил является С. В поэме отражены события Реконкисты. С.,

оклеветанный своими врагами и изгнанный королем Альфонсом из своих владений,

вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. Значительная часть

поэмы посвящена описанию сражений христиан с мусульманами, говорится в ней

также и об установлении христианства на отвоеванных территориях. Вместе с тем

в поэме совершенно нет мотивов национально-религиозной нетерпимости и

фанатизма (в отличие от «Песни о Роланде», где французы вешают и сжигают

живьем тех, кто отказывается принять христианство). С. проявляет удивительное

великодушие по отношению к побежденным маврам, предоставляя им возможность

мирно жить и трудиться. В свою очередь, мавры любят С.: когда герой покидает

замок Алькосер, «мавры и мавританки принялись рыдать: «Идешь ты, мой С., а

наши молитвы за тобой по пятам». Хотя сказитель называет героя «Сидом, в

добрый час опоясавшим себя мечом», это не приводит к поэтизации войны, как

таковой: Сид отправляется в поход с тяжелым сердцем, поэтому такое внимание

уделяется сцене прощания героя с женой Хи-меной и дочерьми. Фактически С.

стремится отвоевать земли, на которых он сможет жить свободно и независимо.

Следует отметить, что реальный Родриго Диас де Бивар был одним из самых

могущественных грандов Кастилии, в поэме же он превращен в рыцаря средней

руки, который возвысился только благодаря своей доблести и воинскому таланту.

Инфанты Каррионские — главные отрицательные персонажи поэмы. С ними

связан второй узловой конфликт в сюжете. Король Альфонс, видя могущество и

богатство Сида, не только примиряется с ним, но и предлагает ему выдать своих

дочерей за испанских грандов — И. К. Сиду эти юные вельможи явно не по душе,

однако он не смеет идти против желания короля. С самого начала сказитель

подчеркивает, что И. К. — люди подлые, трусливые и недостойные. Они домогаются

руки дочерей Сида, поскольку промотали свое состояние и надеются получить

богатое приданое. Дискредитация И. К. достигает апогея в сцене со львом: когда

хищник, оставленный по недосмотру в незапертой клетке, выходит наружу, один из

И. К. в ужасе забивается под скамью, а второй прячется в давильне среди

отбросов. Боясь, что слух об этом распространится по всей Кастилии, И. К.

решают уехать от Сида. Одновременно они жаждут отомстить тому, кто стал

свидетелем их позора, и отыгрываются на дочерях Сида: в лесу Корпес они

привязывают Эльвиру и Соль к деревьям, жестоко избивают кнутом и оставляют на

растерзание диким зверям. Девушек спасает любимый племянник Сида, а затем

король созывает кортесы для суда над И. К. Создатель поэмы отступил от

общепринятых эпических норм, согласно которым антагонист всегда обладает — в

большей или меньшей степени — доблестью и величием. Так, в «Песни о Роланде»

неоднократно подчеркивается, что предатель Гвенелон — отважный и могучий

витязь, а в «Песни о Нибелунгах» главный злодей Хаген во второй части

совершенно затмевает остальных персонажей благодаря своей демонической мощи и

холодному бесстрашию.

ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ

(ок. 1200, опубликована в 1757)

Немецкий героический эпос. В основу сюжета положено историческое событие:

гибель Бургундского царства, разрушенного гуннами в 437 г. Целый ряд мотивов

и персонажей имеют аналоги в древних скандинавских героических сказаниях

(например, героические песни «Старшей Эдды»).

Брюнхильда — персонаж «Песни о Нибелунгах», исландская королева,

дева-воительница, бо-гатырша, ставшая супругой бургундского короля Гунтера. Имя

героини происходит от исланд. hildr, что означает «поединок, происходящий на

освященном огороженном месте».

Гунтер— персонаж «Песни о Нибелунгах», бургундский король, имя восходит к

имени бургундского короля Гундихария, сын умершего короля Данкрата и королевы

Уты, старший брат своих соправителей Гернота и Гизёльхера, а также сестры

Кримхильды. Имел обширные владения на Среднем Рейне, подчинил своему влиянию

многих вассалов. В начале «Песни» он представлен могущественным властелином,

великодушным и мудрым королем, который печется о благе своих сородичей и

подданных. Однако отношение Г. к выпавшим на его долю испытаниям постепенно

снижает идеализированный образ правителя бургундов. Первая часть эпической

поэмы строится на том, что в различных жизненных коллизиях бургундского короля

подменяет прибывший с Нижнего Рейна Зигфрид, который замещает Г. в ратном

поединке с Брюн-хильдой и в схватке на брачном ложе. Постепенно Г. становится

игрушкой в руках приближенных. Брюнхильда, играя на его честолюбии, добивается,

чтобы Г. вызвал своего «подданного» в Вормс. Она же провоцирует ссору, в

которой Г. принимает сторону супруги, а не сестры. Возникшее первоначально

чувство благодарности к добровольному помощнику сменяется стремлением устранить

его, дабы тайное не стало явным. Не препятствуя убийству Зигфрида, Г. надеется

таким способом избежать позора.

Г. не чувствует за собой никакой вины, потому что в его сознании мораль

короля и общечеловеческая мораль не совпадают. Он поступает чисто по-

королевски, устраняя бывшего друга и союзника, ставшего ему опасным. Спустя

три с половиной года Г. по наущению Хагена является к Крим-хильде.

Оправдавшись, он верит, что прощен Крим-хильдой, а это, в свою очередь, дает

ему основания совершить новое злодейство по отношению к сестре: он опять

поддался на уговоры Хагена и отобрал у нее клад Нибелунгов. Отныне он и его

родня будут именоваться Нибелунгами, но золото Рейна ничего, кроме бедствий,

им не принесет.

Зигфрид — трагический герой «Песни о Нибелунгах». Королевич с Нижнего

Рейна, сын нидерландского короля Зигмунда и королевы Зиг-линды, победитель

Нибелунгов, овладевший их кладом — золотом Рейна, наделен всеми чертами

идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него

превыше всего. Авторы «Песни» подчеркивают его необыкновенную привлекательность

и физическую мощь. Само имя 3., состоящее из двух частей (нем. Sieg — победа,

Fried — мир), отражает национальное немецкое самосознание в пору средневековых

распрей. Впервые 3. появляется во второй авентюре, а оплакивание и похороны

героя происходят в семнадцатой.

В образе 3. прихотливо сочетаются архаические черты героя мифов и сказок с

чертами рыцаря-феодала, честолюбивого и задиристого. Обиженный поначалу

недостаточно дружеским приемом, 3. дерзит и грозит королю бургундов, посягая

на его жизнь и трон. Вскоре смиряется, вспомнив о цели своего приезда.

Характерно, что королевич 3. беспрекословно служит королю Гунтеру, не стыдясь

стать его вассалом. В этом сказывается не только желание заполучить в супруги

Крим-хильду, но и пафос верного служения сюзерену, неизменно присущий

средневековому героическому эпосу. Так, в четвертой авентюре только что

появившийся в Вормсе 3. яростно сражается с саксами и датчанами, напавшими на

бургундов. Главным же подвигом 3. становится добывание жены для своего короля

Гунтера. 3. принадлежит важнейшая роль в сватовстве Гунтера к Брюнхильде. Он

не только помогает Гунтеру одолеть в поединке могучую богатыршу, но и

собирает дружину из тысячи Нибелунгов, которые должны сопровождать жениха с

невестой, возвращающихся в Вормс. Державный бургундский правитель посылает 3.

в стольный град с благой вестью о том, что он совладал с девой-воительницей,

дабы родичи подготовили им торжественную встречу. Это вызывает сердечную

радость Кримхильды, которая надеется на то, что 3. теперь может рассчитывать

на брак с нею.

Однако главное еще впереди. Строптивая Брюн-хильда не подчиняется Гунтеру на

брачном ложе. 3. хитростью помогает своему сюзерену овладеть невестой: надев

плащ-невидимку, он победил Брюнхильду в нешуточной схватке. Сняв с нее пояс и

перстень, 3. вручил ее нетронутой Гунтеру, а сам, невидимый, удалился в

спальню к Кримхиль-де, которой и передал брачные трофеи. Случившееся станет

причиной последующей трагедии.

Cсора двух королев обернулась бедой для 3. Услышав от Кримхильды, что 3.

познал ее прежде законного супруга, Брюнхильда решает погубить отважного

Нибелунга, который, искупавшись в крови дракона, стал неуязвим для стрел.

Хаген выведал у Кримхильды, что у героя есть своя ахиллесова пята: упавший

лист липы прикрыл участок тела меж лопаток, он-то и представляет опасность

для храброго витязя. Доверчивая Кримхильда нашила на одежду мужа условный

знак, чтобы Хаген в сражениях прикрывал это место щитом. Изменник Хаген

убивает 3. на охоте, метнув в безоружного героя, наклонившегося над ручьем,

копье, целясь меж лопаток. Удар оказался смертельным. Оплаканный Кримхильдой

3. был с почестями погребен в Вормсе. Проклятие 3. предопределяет дальнейшую

судьбу бургундов, месть за смерть героя влечет за собой и их собственную

гибель.

Кримхильда — главная героиня «Песни о Нибелунгах», именно ее судьба

придает целостность эпическому сказанию. Образ К. претерпевает по мере развития

событий существенную эволюцию. Первоначально все поступки К. носят нормативный

характер и основываются на совпадении желаемого и действительного.

Затем в поведении К. неожиданно проявляется качество вполне конкретное,

реальное, присущее отнюдь не идеальным натурам. К. тщеславна, и именно она

первой задирает Брюнхильду. Спор о том, чей супруг более могущественный

властелин, приводит к непредсказуемым последствиям. Из вздорного повода

(нежелания уступить дорогу при входе в церковь) разрастается грандиозная

ссора, вина за которую, несомненно, лежит на К. Однако слушатель или читатель

вскоре принимает ее сторону, так как супруга Зигфрида становится его вдовой.

Трагическая вина К. не столько в том, что она затеяла ссору, сколько в том,

что она невольно выдала убийце уязвимое место своего мужа. Все последующие

десятилетия К. будет нести чувство вины, от которого, как ей кажется, ее

освободит только месть.

К. величава в своей скорби по Зигфриду. В этот момент происходит раздвоение

образа. Внешне К. покорна судьбе и своим братьям. Она остается доживать свой

век у них в Борисе, не порывая кровных уз. Внутренне же она сжигаема одной

страстью, стремясь во что бы то ни стало отомстить своим сородичам за смерть

супруга. Лишившись мужа, К. лишается и клада Нибелунгов, что становится еще

одной побудительной причиной мести. Оскорблением памяти Зигфрида является и

то, что убийца присвоил его доспехи. Если ссора с Брюнхильдой была

результатом чрезмерной гордыни К., то, замышляя месть Хагену и Гунтеру, она

поступает как глубоко оскорбленная женщина. Сказители не оправдывают К., но

разносторонне мотивируют ее поведение.

Хаген — героический злодей «Песни о Нибе-лунгах». На его счету два

страшных преступления: убийство мужа Кримхильды — Зигфрида и убийство

малолетнего сына Кримхильды от второго брака с Этцелем — Ортлиба. X. выступает

в повествовании как антипод главной героини. В сражениях с датчанами и саксами,

а также в ходе кровавой распри с гуннами от меча X. погибли сотни его врагов. X

— самый сильный, бесстрашный и преданный вассал Гунтера. Однако X. не только

храбр, но и по-своему мудр. В образе владетеля Тронье, как его часто именуют в

повествовании, сконцентрированы политические и идеологические представления

германских феодалов.

X. — роковой герой, ибо он единственный, кто предвидит будущее. Сознавая

неотвратимость фатума, он принимает на себя миссию вершителя судеб

Нибелунгов. Авторы наделяют его неким универсальным знанием, ему, как никому

другому, памятно прошлое и открыто будущее. Внутренний -драматизм образа

проистекает из того, что X. выступает одновременно как прорицатель грядущего

и как его творец.

Почему X. убивает Зигфрида? Объяснить преступление тем, что он, будучи

вассалом Брюн-хильды, выполняет ее волю, явно недостаточно, тем более что он

и не получает такого приказа, а скорее лишь угадывает желание своей госпожи.

Инициатива исходит от самого X., который уговаривает Гунтера пойти на

подлость. Во-первых, X. мстит Зигфриду за прежние мелкие обиды. Не случайно

он имитирует повторное нападение

саксов и датчан: X. хочет одержать первенство над вчерашним их победителем.

Во-вторых, он стремится устранить Зигфрида как абсолютный идеал, постоянно

напоминающий ему и другим бургундам о собственном несовершенстве. X. живет по

законам феодального мира, Зигфрид приходит в рыцарскую современность из

сказочной утопии. Уже в силу этого персонажи несовместимы, и X. в поединке

реального с идеальным оказывается временным победителем, хотя и предугадывает

последствия своего преступления. Но X. не ограничивается одним лишь убийством

Зигфрида. По его предложению в Вормс привозят клад Нибелунгов, который он

отбирает у Кримхильды. Тем самым X., отнявший у нее мужа, стремится истребить

память о нем. X. предстает в трагическом ореоле, когда идет сам и ведет за

собой бургундов навстречу гибели. Ему не удалось отговорить Гунтера от

поездки к сестре, но именно он заставил снарядиться бургундов, едущих в

гости, как на битву.

В батальных эпизодах X. всегда на первом плане, авторы не устают перечислять

всех, кому он снес головы. Это неудивительно, война — стихия X., его

существование в мирное время тускло и блекло. В поединках раскрывается суть

натуры эпического героя, преданного своему королю и сотоварищам, неукротимого

в ярости к врагам. В средневековом героическом эпосе возникает специфический

образ зачинщика и участника феодальных распрей. Напомним, что все персонажи

«Песни о Нибелунгах» несут в себе архаические черты. Не исключение и X.

Выражение «испить крови врага» ко времени окончательного оформления

германского эпоса стало метафорой. Но X. предлагает воинам, измученным

жаждой, утолить ее кровью убитых врагов, и это, в соответствии с древними

языческими поверьями, возвращает им силы. В образе же X. это подчеркивает не

только его кровожадность, но и приобщенность к неким таинственным ритуалам,

которые в средние века жестоко карались церковью. Этот впечатляющий эпизод

ставит X. вне рода человеческого и предрекает, что вскоре прольется и его

кровь.

РЫЦАРСКИЙ РОМАН

Подлинный образец рыцарского романа, получившего широчайшее распространение в

Европе в XI—XIV вв. в условиях становления зрелого феодального общества,

формирования его сословной структуры,— это «Тристан и Изольда». В наиболее

ярком, законченном виде рыцарская литература представлена во Франции. В этой

стране складывается рыцарский идеал (его иногда называют куртуазным, от

французского слова «курт» — двор). В основе его лежит рыцарское благородство.

Идеалом рыцаря стала не только физическая сила и доблесть на .поле боя — ему

надлежало быть великодушным и, что очень важно, щедрым, гостеприимным,

культурным, образованным, чувствующим красоту и понимающим литературу.

Приключения, подвиги идеального героя во имя короля или своего сюзерена,

сражения ради собственной славы и особенно ради возлюбленной — вот что

составляет сюжет рыцарского романа. Любовь, как правило, возвышенная —

непременный мотив рыцарской литературы, как прозы, так и поэзии. В рыцарском

романе, отмеченном изяществом, обычно немало фантастических мотивов, всяких

экзотических описаний, что сближает его со сказкой. Дается психологическая

характеристика героя, рисуется его портрет, подробно описываются дворцы,

рыцарские замки, турниры — одним словом, реалии светской жизни при дворе того

или иного правителя.

Замечательное явление рыцарской поэзии — лирика трубадуров. Рыцарская проза

представлена повестями и романами, получившими распространение в разных

странах Европы. Роман группируется по нескольким циклам. Самый известный —

цикл короля Артура, или цикл «круглого стола». Эти романы объединяются

образом легендарного Артура, короля бриттов, носителя рыцарских добродетелей.

Ко двору Артура собираются рыцари, которые соревнуются на поединках,

совершают подвиги во имя прекрасных дам, а потом собираются за «круглым»

пиршественным столом.

В основе романа «Тристан и Изольда» — древнее предание, популярное у кельтов.

Этот сюжет

на протяжении веков бытовал в Европе, причем в разных версиях включался в

романы, входившие в цикл «круглого стола». Успех истории Тристана и Изольды

связан прежде всего с трогательной трактовкой любви, которая воспринимается

читателем не как плод зелья, напитка, а как выражение естественного,

неодолимого человеческого чувства. Драматизм романа в том, что любовь героев

вступает в непримиримый конфликт с законами и нормами феодального мира.

Жертвами его оказываются не только Тристан и Изольда, но и король Марк.

В 1902 г. французский ученый Жан Бедье на основе различных сюжетных вариантов

издал сводный текст романа. Легенда о Тристане и Изольде была чрезвычайно

популярна в различных национальных литературах, обрабатывалась многими

писателями (Готфрид Страсбургский, Вальтер Скотт, Томас Манн и др.). На ее

основе создана опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в 1859 г.

В: Г.

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

Рыцарский роман (XII в.)

Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась от бремени мальчиком

и скончалась, едва успев поцеловать сына и наречь его именем Тристан (от фр.

— грустный), ибо рожден он был в печали. Младенца король препоручил

Гуверналу, сам же вскоре снова женился. Мальчик рос сильным и красивым, как

Ланселот, но мачеха его невзлюбила, и поэтому, опасаясь за жизнь питомца,

Гувернал увез его в Галлию, ко двору короля Фарамона. Там Тристан получил

подобающее рыцарю воспитание, а двенадцати лет от роду отправился в Корнуэльс

на службу к своему дяде королю Марку.

Корнуэльс в ту пору вынужден был каждый год выплачивать Ирландии тяжкую дань:

сто девушек, сто юношей и сто чистокровных лошадей. И вот могучий Морхульт,

брат ирландской королевы, в очередной раз прибыл к Марку за данью, но тут, ко

всеобщему удивлению, юный Тристан вызвал его на поединок. Король Марк

посвятил Тристана в рыцари, а местом поединка назначил остров Святого

Самсона. Съехавшись, Тристан с Морхультом ранили друг друга копьями; копье

Морхульта было отравленным, но, прежде чем яд успел подействовать, Тристан с

такой силой ударил противника, что рассек ему шлем, а кусок его меча застрял

в голове Морхульта. Ирландец бежал и вскоре умер, Корну-эльс же был

освобожден от дани.

Тристан очень страдал от раны, и никто ему не мог помочь, пока одна дама не

посоветовала поискать исцеления в других землях. Он послушал ее совета и

один, без спутников, сел в ладью; ее две недели носило по морю и наконец

прибило к ирландскому берегу у замка, в котором жили король Анген и королева,

приходившаяся сестрой Мор-хульту. Скрыв свое подлинное имя и назвавшись

Тантрисом, Тристан спросил, нет ли в замке искусного лекаря, король же

отвечал, что дочь его, Белокурая Изольда, весьма сведуща в лекарском

искусстве. Пока Изольда выхаживала раненого рыцаря, тот успел заметить, что

она очень красива.

Когда Тристан уже оправился от раны, в королевстве Ангена объявился страшный

змей, ежедневно чинивший разбой и опустошение в окрестностях замка. Тому, кто

убьет змея, Анген обещал отдать половину королевства и в жены свою дочь

Изольду. Тристан убил змея, и уже был назначен день свадьбы, но тут один из

ирландских рыцарей объявил о том, что меч Тристана имеет щербину, по форме

совпадающую с тем куском стали, что извлекли из головы покойного Морхульта.

Узнав, кто чуть было не породнился с нею, королева хотела зарубить Тристана его

же собственным мечом, но благородный юноша испросил права предстать перед судом

короля. Король же не стал казнить Тристана, но велел немедля покинуть пределы

своей страны. В Корнуэльсе король Марк возвысил Тристана, сделав начальником и

управителем замка и владений, но в скором времени воспылал к нему ненавистью.

Долго он думал, как избавиться от Тристана, и наконец объявил, что надумал

жениться. Доблестный Тристан прилюдно обещал доставить невесту, и когда король

сказал, что его избранница — Изольда Ирландская, он уже не мог взять обратно

данного слова и должен был плыть в Ирландию на верную гибель. Корабль, на

котором отправились в путь Тристан> Гувернал и еще сорок рыцарей, попал в

бурю и был выброшен на берег у замка короля Артура. В тех же краях случилось в

ту пору быть и королю Ангену, вместо которого Тристан вышел на бой с исполином

Блоамором и победил его. Анген простил Тристану смерть Морхульта и взял с собой

в Ирландию, пообещав исполнить любую его просьбу. Тристан попросил у короля

Изольду, но не для себя, а для своего дяди и повелителя короля Марка.

Король Анген исполнил просьбу Тристана; Изольду снарядили в путь, а королева

дала служанке дочери, Бранжьене, кувшин с любовным напитком, который

надлежало испить Марку и Изольде, когда они взойдут на супружеское ложе. На

обратном пути одолела жара, и Тристан велел принести ему с Изольдой холодного

вина. По недосмотру юноше с девицей подали кувшин с любовным напитком, они

отведали его, и тут же сердца их забились по-иному. Отныне они не могли

думать ни о чем, кроме как друг о друге, а поскольку наедине влюбленные

проводили весьма много времени, Тристан лишил Изольду девственности.

Король Марк был в самое сердце поражен красотой Изольды, поэтому свадьбу

сыграли немедленно по прибытии невесты в Корнуэльс. Дабы король не заметил

провинности Изольды, Гувернал с Бранжьеной придумали сделать так, чтобы

первую ночь тот провел с Бранжьеной, которая была девственна. Когда король

Марк вошел в опочивальню, Изольда задула свечи, объяснив это старинным

ирландским обычаем, и в темноте уступила свое место служанке. Король остался

доволен.

Шло время, и ненависть Марка к племяннику вскипала с новой силой, ибо

взгляды, какими обменивались Тристан с королевой, не оставляли сомнения в

том, что оба они преисполнены неодолимого взаимного влечения. Марк приставил

надзирать за королевой доверенного слугу по имени Одре, но прошло немало

времени, пока тот прознал, что Тристан и Изольда видятся наедине в саду. Одре

рассказал об этом своему господину, и король, вооружившись луком, засел в

кроне лаврового дерева, чтобы самому во всем убедиться. Однако влюбленные

вовремя заметили соглядатая и повели предназначенную для его ушей беседу:

Тристан якобы недоумевает, отчего Марк так ненавидит его, столь беззаветно

любящего своего короля и столь искренне преклоняющегося перед королевой, и

спрашивал у Изольды, есть ли способ преодолеть эту ненависть.

Король поддался на хитрость влюбленных; Одре попал в опалу за клевету, а

Тристан снова был окружен почетом. Одре, однако, не оставил мысли отомстить

Тристану. Как-то раз он разбросал в спальне королевы острые косы, и Тристан в

темноте порезался о них, сам того не заметив. Изольда почувствовала, что

простыни стали мокрыми и липкими от крови, все поняла, отослала

возлюбленного, а потом нарочно поранила ногу и закричала, что на нее

совершено покушение. Виновным в этом мог быть либо Одре, либо Тристан, но

последний столь горячо настаивал на поединке, в котором мог бы доказать свою

невиновность, что король прекратил разбирательство из опасения потерять

такого верного слугу, как Одре.

В другой раз Одре собрал двадцать рыцарей, имевших зуб на Тристана, спрятал

их в соседних со спальней покоях, но Тристан был предупрежден Бранжьеной и

без доспехов с одним мечом бросился на врагов. Те с позором бежали, но Одре

отчасти добился своего: Изольду Марк заточил в высокую башню, в которую не

мог проникнуть ни один мужчина. Разлука с возлюбленной причиняла Тристану

такие страдания j что он заболел и чуть было не умер, но преданная Бранжьена,

дав ему женское платье, все-таки провела юношу к Изольде. Три дня Тристан с

Изольдой наслаждались любовью, пока наконец Одре не прознал обо всем и не

прислал в башню пятьдесят рыцарей, которые схватили Тристана спящим.

Разгневанный Марк повелел отправить Тристана на костер, а Изольду отдать

прокаженным. Однако Тристан по дороге к месту казни сумел вырваться из рук

стражи, Изольду же отбил у прокаженных Гувернал. Воссоединившись, влюбленные

нашли убежище в замке Премудрой Девы, что в лесу Моруа. Но недолго длилась их

безмятежная жизнь: король Марк прознал, где они скрываются, и в отсутствие

Тристана нагрянул в замок и силой увез Изольду, а Тристан не смог помочь ей,

так как в этот день был коварно ранен отравленной стрелой. Бранжьена сказала

Трио-тану, что от такой раны его сможет исцелить только дочь короля Хоэля,

Изольда Белые Руки. Тристан отправился в Бретань, и там королевская дочь,

весьма приглянувшаяся юноше, действительно вылечила его. Не успел Тристан:

оправиться от раны, как замок Хоэля осадил с большим войском некий граф

Агриппа. Возглавив вылазку, Тристан разгромил врагов Хоэля, и король решил в

награду выдать за него свою дочь.

Сыграли свадьбу. Когда молодые-возлегли на ложе, Тристан вдруг вспомнил

первую Изольду и потому не пошел далее объятий и поцелуев. Не ведая, что

существуют другие наслаждения, молодая была вполне счастлива. Королева же

Изольда, узнав о женитьбе Тристана, тяжело страдает.

Трагическая любовь несовместима со счастьем. Книга поразила современников своим

: печальным выводом о невозможности счастья в этом мире.

Д. В. Борисов

Изольда Белокурая, или Изольда Златовласая — героиня романов о Тристане и

Изольде, жена короля Марка и любовница Тристана. Она ирландка, владеет тайнами

врачевания»'И. вылечивает от ран Тристана, приплывшего на остров в ладье без

руля и паруса. Через некоторое время Тристан приезжает, чтобы просить И. в жены

для своего дяди. По ошибке И. и Тристан выпивают любовный напиток,

предназначенный для И. и ее будущего мужа. Между ними вспыхивает любовь. После

свадьбы И. и Марка любовники!часто видятся, про это узнают бароны и злой карлик

(традиционные злые наветчики рыцарского романа).

Король в гневе приказывает сжечь И; По дороге на костер процессия встречает

прокаженных, и Марк меняет решение — он отдает И. прокаженным. У прокаженных

И. отбивает Тристан, и любовники некоторое время живут вдали от v всех в лесу

Моруа (в более ранних версиях их жилище — пещера или шалаш, в поздних оно

превращается в небольшую хижину). Однажды днем на спящих любовников набредает

король Марк. Он хочет их убить, но не делает этого, так как между Тристаном и

И. лежит меч. Проснувшись, И..и Тристан видят следы пребывания Марка: меч

заменен, на руке у И. вместо кольца, некогда подаренного Марком, рукавицы,

которые когда-то она привезла ему в подарок из Ирландии. И. возвращается во

дворец, Тристан скрывается.

Через некоторое время И. отправляется к Тристану, чтобы вылечить его от

смертельной раны. Она не успевает прийти вовремя, и Тристан умирает без нее.

Более поздние версии изображают последнюю встречу любовников, во время

которой Тристан успел прошептать несколько слов. И. не может пережить смерти

возлюбленного и тоже умирает. Из могил Тристана и И. вырастают два дерева

(дуб и шиповник, по одним версиям, жимолость из обоих могил — по другим).

Деревья сплетаются кронами, и все попытки разъединить их или спилить ни к

чему не приводят.

Изольда Белые Руки — персонаж сказаний о Тристане и Изольде, сестра

герцога Каэрдина, жена Тристана. Женитьба Тристана на И. особенно подробно

осмысляется в романе Тома, где автор подробно анализирует, почему Тристан решил

жениться и почему именно на И. Особую роль здесь сыграло имя: Тристан пытается

заменить одну И. другой. Немаловажной оказывается и красота И. супруги. Кроме

того, Тристана терзает ревность, он страдает при мысли, что его возлюбленная

принадлежит другому. Желая отвлечься от мыслей об Изольде Белокурой и отчасти

стремясь причинить ей боль, он решает жениться, но, оставшись с юной женой

наедине, понимает, что не может забыть первой Изольды. Тристан объясняет свою

слабость болезнью, а И. остается невинной.

И. долго не догадывается о существовании соперницы — возлюбленной мужа. По

некоторым версиям, она не догадывается об этом вплоть до прибытия Изольды

Белокурой к умирающему Тристану. У Тома И. постепенно узнает, почему муж

холоден с нею, и страдает. Образуются, таким образом, две пары страдающих:

любовники страдают в разлуке, а их законные супруги страдают оттого, что их

не любят. И. играет роковую роль в смерти Тристана. Она не простила ему

измены, и когда он, умирающий, просит сказать ему, какого цвета паруса на

горизонте, она говорит, что паруса черные, хотя ясно видит, что они белые.

Тристан думает, что возлюбленная отказалась приехать к нему, и умирает.

Марк, король — персонаж сюжета о Тристане и Изольде, дядя Тристана (брат

его матери) и муж Изольды Белокурой. М. — правитель Корнуэльса (иногда его

столицей называется Тинтажель, иногда — Лондон). Образ М. — один из самых

интересных во всех версиях сюжета. По традиции М. должен был быть мудрым

правителем или же слабым королем, которого спасает его верный вассал, например

Тристан. Однако М. — ни то и ни другое. Неумудренность М. подчеркивается

относительной молодостью персонажа и его стремлением добыть себе жену, что в

фольклорной традиции является целью юного героя. Он позволяет баронам спорить с

собой и ставить условия. Но он отличается и от «слабого короля», персонажа

таких эпических поэм, как, например, «Коронование Людовика» и других из «Жесты

о Гильоме Оранжском». Он заслуживает симпатии почти всех без исключения авторов

версий сказаний о Тристане и Изольде. Неоднозначность образа М. как правителя

усиливается его сомнительным положением мужа героини, влюбленной в другого. И

«городская», и куртуазная литература (в тех ее проявлениях, где речь идет о

плотской любви, например в «песнях о несчастном замужестве» северофранцузских

труверов) описывает мужа как персонаж комический, призванный быть обманутым.

Или же он сам обманывает любовников и примерно наказывает жену. Но М. — ни то и

ни другое, его положение подчеркнуто трагично. Он смешон, пожалуй, лишь в одном

эпизоде— в сцене подслушивания на дереве, когда Тристан и Изольда, увидев в

ручье отражение М., превращают свидание в невинный разговор. Но и в этом

эпизоде авторы всех версий делают акцент не на роли М., а на изобретательности

любовников.

Тристан — главный герой сказаний о Тристане и Изольде, сын короля

Ривалена (в некоторых версиях Мелиадук, Канелангрес) и принцессы Бланшефлер

(Белиабель, Блансебиль). Отец Т. погибает в схватке с врагом, а мать — в

родовых муках. Умирая, она просит назвать новорожденного младенца Тристаном, от

французского triste, т. е. «грустный», ибо и зачат, и рожден он был в грусти и

печали. Однажды Т. заходит на норвежский корабль и начинает играть в шахматы с

купцами. Увлекшись игрой, Т. не замечает, как корабль отплывает, Т. таким

образом оказывается в плену. Купцы намереваются при случае продать его, а до

поры до времени пользуются им то как переводчиком, то как навигатором. Корабль

попадает в страшную бурю. Она длится целую неделю. Буря стихает, и купцы

высаживают Т. на незнакомом острове. Этот остров оказывается владениями короля

Марка, брата матери Т.

Постепенно выясняется, что он — племянник короля. Король любит его, как

своего сына, а бароны недовольны этим. Однажды на Корну-эльс, где правит

Марк, нападает великан Мор-хольт, требующий ежегодной дани. Т. —

единственный, кто решается сразиться с Морхоль-том. В яростной битве Т.

побеждает великана, но у него в ране остается кусок от меча Морхольта,

пропитанный отравленным составом. Никто не может вылечить Т. Тогда Марк

приказывает положить его в лодку без весел и паруса и пустить по воле волн.

Лодка пристает к Ирландии. Там Т. вылечивает от ран девушка с золотыми

волосами (в некоторых версиях — ее мать).

Однажды король Марк видит, как в небе летят две ласточки с золотым волосом в

клюве. Он говорит, что женится на девушке, у которой такие волосы. Никто не

знает, где может быть такая девушка. Т. вспоминает, что видел ее в Ирландии, и

вызывается привезти ее королю Марку. Т. едет в Ирландию и сватает Изольду для

своего дяди. В поздних версиях описывается турнир с участием рыцарей короля

Артура, на котором Т. так хорошо сражался, что ирландский король — отец Изольды

— предложил ему просить всего, чего он хочет.

Образ Т. имеет глубокие фольклорные истоки. Его связывают с кельтским

Дрестаном (Друста-ном), таким образом, этимология его имени от слова triste

есть не что иное, как характерное для средневекового сознания стремление

осознать незнакомое имя как знакомое. В Т. угадываются черты сказочного

богатыря: он один сражается с великаном, почти что драконом (не случайно

дань, которую просит Морхольт, более подходит для дани змею), по некоторым

версиям, он в Ирландии сражается с драконом, за что король и предлагает ему

выбрать себе награду. Путешествие в лодке умирающего Т. связано

соответствующими обрядами погребения, а пребывание на острове Ирландия вполне

может быть соотнесено с пребыванием в загробном царстве и соответственно с

добычей невесты из иного мира, что для земного человека всегда кончается

плохо. Характерно и то, что Т. — сын сестры Марка, что опять же относит нас в

стихию древних фратриальных отношений (то же можно сказать и о попытке

Изольды отомстить за дядю, о взаимоотношениях Т. и Каэрдина — брата его

жены).

Вместе с тем Т. во всех версиях сюжета — куртуазный рыцарь. Его

полумагические способности объясняются не чудесным происхождением, а

необычайно хорошим воспитанием и образованием. Он воин, музыкант, поэт,

охотник, мореплаватель, в совершенстве владеет «семью искусствами» и многими

языками. Кроме того, он сведущ в свойствах трав, может приготовлять

притирания и настои, изменяющие не только цвет его кожи, но и черты лица. Он

прекрасно играет в шахматы. Т. всех версий — человек, тонко чувствующий и

переживающий двойственность своего положения: любовь к Изольде борется в его

душе с любовью (и вассальным долгом) к дяде. Как и для героя рыцарского

романа, любовь для Т. представляет некий жизненный стержень. Она трагична, но

она определяет его жизнь. Любовный напиток, выпитый Т. и ставший источником

дальнейших событий, связан с фольклорным и мифологическим представлением о

любви как о колдовстве. Разные версии сюжета по-разному определяют роль

любовного напитка. Так, в романе Тома срок действия напитка не ограничен, а в

романе Беруля — ограничен тремя годами, но и после этого срока Т. продолжает

любить Изольду. Поздние версии, как уже было сказано, стремятся несколько

снизить роль напитка: их авторы подчеркивают, что любовь к Изольде появляется

в сердце у Т. еще до плавания. Любовный напиток становится символом

неодолимой любви героев и служит некоторым оправданием их незаконных

отношений.


© 2010 Рефераты