Статья: Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина Изба и На родине
Статья: Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина Изба и На родине
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
филологический факультет
Кафедра современной литературы
МОСКВА
1999
сравнительная рецензия
На произведения В.Г. Распутина «Изба» и «На родине» (опубликованы в журнале
«Наш Современник» №1,6)
Выполнил: Морозов И.В.
I курс, 102-я группа, филологический факультет.
В этом году в январском и июльском номерах журнала «Наш Современник» были
опубликованы одни из последних произведений Валентина Григорьевича Распутина:
«Изба» и «На Родине». Этот писатель знаком читателям по таким произведениям,
как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974),
«Прощание с Матерой» (1976), «Век живи – век люби» (1982), «Пожар» (1985). В.Г.
Распутин является одним из известных представителей такого направления
современной литературы, как деревенская проза, именно на этом поприще он
снискал известность и был награжден рядом государственных наград еще в
советские времена. В настоящее время он продолжает свой литературный труд,
занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он
посвятил почти все свои произведения. Действие в рассказе «Изба»
происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла
и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое.
Рассказ строится на описании жизни Агафьи, начиная с послевоенных лет и
заканчивая нашим временем. Уже из названия следует, что центральным образом в
рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина
является олицетворением русской деревни. Второе рассматриваемое
произведение, это рассказ–быль «На родине». Место действия в обоих рассказах
одно и то же - деревня. Но в данном произведении автор показывает современное
состояние родины главного героя, обрамляя его философскими размышлениями о
судьбе и причинах перемен, приведших к той картине, которая является общей для
всей русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим
продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской
деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты
данной проблемы - в «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и
показано это на примере одного человека - Агафьи, а во втором произведении
автор выносит на первый план картины, показывающие состояние деревни в общем.
В обоих рассказах очень четко видно единение человека с тем миром, который
его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской России начались
тогда, когда человек решил, что он не один из многих жителей, населяющих
нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди со своими целями и
задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на что. Молодежь,
заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город, оборвалась та
связующая нить, которая связывала поколения между собой. Именно эта проблема
поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает развитие той темы,
которую он поднял в более ранних своих произведениях, например в «Прощании с
Матерой» и «Последнем сроке». Правда, во втором произведении тема деревни не
показана открыто, она как бы завуалирована, а основное свое внимание автор
уделил вопросу преемственности поколений. В «Прощании с Матерой» одна из
главных героинь, старуха Дарья прямо говорит об этой нити, на которой
завязываются узелки новых поколений и развязываются старые узлы, но нить -
одна, порвавшись, она обрекает деревню на разрушение. С некоторой долей
уверенности «Избу» можно назвать одним из возможных продолжений «Прощания с
Матерой», если представить, что жителей острова переселили не в город, а в
другую деревню, потому что многое здесь напоминает это произведение. Прежде
всего, это причина переселения людей: возможно, эта та самая ГЭС, из–за
которой и затопили Матеру. В рассказе «Изба» повторяется мысль, высказанная
еще в «Прощании с Матерой», мысль о том, что городские жители живут для
работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще
раз подчеркивает свое негативное отношение к жителям городов. В этом случае
можно будет и рассказ «На родине» назвать продолжением «Избы».
В рассказе «На родине» в центе внимания автора описание земли, на которой
происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно, тяжело,
словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не один
десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь между
произведениями. В «Избе» показана деятельность леспромхоза в шестидесятых –
семидесятых годах, когда в сибирские леса приезжает молодежь, полным ходом
кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой – то! Но лес закончился,
лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая после себя пустые, наспех
сколоченные дома, да изуродованную землю, мертвую, всю покрытую пнями да
корягами. И вот именно эта картина предстает перед нами в рассказе «На
родине». Это своеобразный итог: вот, что получилось из поколения, потерявшего
связь с предками. Здесь даже есть прямое указание на причины всего
произошедшего, «лопнуло, оборвалось роковое несоответствие между масштабами
самого человека, оставшегося прежним, и масштабом его деятельности».
Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся на этой
земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая разделить
участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но здесь, на своей
земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули Агафью с места, она
сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не долечившись вышла, начала
переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа, вернулась «охота к
жизни», снова она «выкрепилась в кремень». Ту же привязанность к месту
Распутин показывает и на другом герое «Избы» - Савелии. Вроде и старый, и
больной, а работает, но уехал в город и буквально «сгорел» за несколько
месяцев от рака.
Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина занимает
образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и
рассматриваемые рассказы. В «Избе» большую часть действия занимает
восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и
Агафья – как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти дом
сохраняет черты характера своей первой хозяйки, ее упорство, выносливость,
сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она никуда. И опять
здесь просматривается некая связь с «Матерой», но только там свой дом
хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить один без Агафьи.
Даже пожар, который устроили его новые обитатели – алкоголики, не смог
уничтожить дом, и опять здесь аналогия с «Матерой», вспомним листвень,
который никак не могла уничтожить санитарная группа. В «Избе» есть свой
материнский Петруха, это «Катя – Ваня», спившиеся, молодые еще люди, которых
прозвали так за их неразлучность, но нет в них той безумной бесшабашности
Петрухи, с которой он творил свои деяния, а спивались они как-то «зло,
беспощадно, тихо». Становится очевидным, что в своих поздних произведениях
Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи поколений, дома, памяти предков,
и придает им более глубокий философский смысл.
В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям
языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в
использовании им просторечья («надсада», «выкрепилась в кремень»),
неологизмов, в введении писателем «говорящих» фамилий, необходимых Распутину
для передачи атмосферы сибирской деревни.
Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина, многие
критики и литературоведы сходятся во мнении, что в середине восьмидесятых в
творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его повести «Пожар». Но
на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые произведения являются неким
сосредоточением более чем тридцатилетнего литературного опыта автора. Здесь
объединены воедино все проблемы, давно волнующие В.Г. Распутина: о мире и о
месте в нем человека. Человек, читавший и другие произведения данного автора,
уже узнает его язык, свойственный только Распутину, мягкий, добрый,
наполненный тихой печалью и болью о русской деревне. В творчестве писателя
проглядывается четкая связь между его произведениями, где новые являются
этапом своеобразной эволюции и творческим ростом писателя.