Сочинение: Жуковский
Сочинение: Жуковский
Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского
«Людмила» и «Светлана».
Данные две баллады – замечательный пример того, как различно можно
представить один сюжет, оставляя, тем не менее, произведения
взаимодополняющими, хотя они могут читаться и как самостоятельные. В обоих
произведениях мотив мертвого жениха является основным, но несет различную
смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает уже сама форма произведений,
место этого сюжета в общей композиции: в "Людмиле" мертвый жених, увозящий
девушку за собой в могилу – реальность, в "Светлане" – сон, не влияющий на
действительность. Т.е. композиционно рассматриваемый сюжет в «Людмиле» -
основной и единственный, в "Светлане" – примерно рассказ в рассказе, и
рассматривать его в отрыве от всей баллады не следует. Но, тем не менее, даже
если мы проследим образы только этой сюжетной линии, оставив «реальный» план
«Светланы» и обратившись только ко сну героини, и сравним их с образами,
появляющимися в «Людмиле» (с момента приезда жениха), то даже на уровне
символов почувствуем различное настроение двух переводов одной немецкой
баллады. И там, и там, казалось бы, обстановка не из приятных: «мрачный лес»,
ночь, престранное поведение жениха (в "Людмиле" он говорит загадками о своем
«уединенном доме», в "Светлане" вообще «бледен и унылый»). Но в "Светлане"
появляется «голубочек белый», классический символ чистоты, и читатель уже
понимает, что участь Светланы не будет так печальна, как Людмилы. По роли
«голубочка» в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко
можно заключить о его противоположности силам тьмы, представленным в образе
мертвеца, и о близости к богу, об ангельской его природе (ведь он появляется
именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца).
Соответственно, Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют
не последнюю роль в балладах, но, если Светлана сталкивается с силами и
света, и тьмы, причем сама она ближе к свету, то Людмила практически по
доброй воле отдается во власть Дьяволу. К тьме (в Ад) Людмилу ведет
непокорность, противопоставление себя Создателю (здесь я употребляю
«Создатель» в прямом смысле – тот, кто создал мир, людей, и, естественно,
распоряжается судьбами живущих, т.к. именно при таком раскладе абсолютно ясна
бессмысленность требований). Бог в этой балладе ("Людмила") не появляется, но
его присутствие ощущается настолько, что можно даже обрисовать этот образ:
во-первых, он, согласно христианской религии, «правосуден», а во-вторых, «зла
не творит». Он в любом случае на стороне человека: Людмила сама выбирает себе
путь: «Расступись, моя могила; гроб, откройся; полно жить», обосновывая свой
выбор: «с милым вместе – всюду рай», и Бог идет ей навстречу – он милосерден
и (хотя, возможно, здесь я слишком человек XX века) верит в людей. Перед нами
переосмысление понятий Рая, Ада, Бога человеком в сиюминутном страстном
порыве: «Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе – всюду
рай; с милым розно – райский край безотрадная обитель. Нет, забыл меня
спаситель!» - налицо разница между человеческим и божественным понятием о
счастье. Если божественное счастье – категория абсолютная, то требуемое
Людмилой – сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленная страстью:
«Дочь, воспомни смертный час; кратко жизни сей страданье; Рай – смиренным
воздаянье, Ад – бушующим сердцам», - и дает дочери разумный совет: «Будь
послушна небесам». Людмила, уже сделав выбор (хотя, по-видимому, не совсем
понимая, чего требует: судя по дальнейшим событиям, она хотела видеть живого
жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым), не
слушает мать, и в итоге остается с любимым. Трудно сказать однозначно,
раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу,
хотя вид его был ей «страшен», но что Бог сожалеет о ней, можно заключить с
уверенностью: когда Людмила, каменея, «пала мертвая на прах», в небесах
раздаются «стон и вопли». Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе
– так мне представляется этот «стон», а что душа Людмилы попадает в Ад, где
обрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из «визга
и скрежета под землею». Финальный хор «усопших из могил», исходя из
сказанного, можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет
навстречу человеку: «Твой услышал стон творец». Смерть Людмилы («час твой
бил, настал конец») не божественное наказание за ропот на создателя, но
результат исполнения желания Людмилы и, следовательно, аргумент в пользу
тезиса «смертных ропот безрассуден». Итак, человек вправе решать, но его
решения безрассудны и обрекают его на вечную муку, тогда как судьба, данная
богом, ведет к абсолютному счастью. Баллада "Светлана", являясь продолжением
темы, подтверждает этот вывод, причем в свете моей интерпретации «Людмилы»
вывод Жуковского: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье. Благ
зиждителя закон: здесь несчастье – лживый сон; счастье– пробужденье», -
обретает не только прямой смысл, вытекающий из сюжета баллады "Светлана", но
и широкий скрытый. Так, «вера в провиденье» не обретает мотивировки в сюжете
этой баллады: «белый голубок» не проявление божественного милосердия, т.к. он
появляется и спасает героиню в ее сне, а собственно сюжет (гадание – дурной
сон – свадьба) не дает простора для характеристики божественного промысла.
Но, зная первый перевод «Леноры» - "Людмилу", мы легко связываем «веру в
провиденье» с неверием и желанием решать самой свою судьбу Людмилы, и так или
иначе делаем выбор в пользу судьбы, данной Богом, понимая бессмысленность
человеческих решений в глобальных вопросах жизни и смерти (хотя за человеком,
бесспорно, остается право выбора). Далее – в свете "Людмилы" строки «здесь
несчастье – лживый сон; счастье - пробужденье» являются не просто кратким
повторением сюжета, но приобретают символический смысл: жизнь земная с ее
бедами как сон, а жизнь после смерти в раю как пробуждение. Т.е. обречение
души Людмилы на муки является закономерным, т.к. она сама выбирает суетное,
мгновенное, тем самым перечеркивая для себя вечное. Что до образа Светланы,
то он в связи с темой судьбы представляется бледнее образа Людмилы, скорее
как дополнение к последнему. "Светлана" как бы выражение истины о том, что
что бы не случалось, в итоге все будет благополучно; эта баллада уже
оптимистического характера.
Итак, исходя из всего сказанного, баллады следует скорее рассматривать как
взаимодополняющие, а не самостоятельные произведения, а основным конфликтом
следует считать не конфликт между человеком и Богом, но внутренний конфликт
человека между разумом, верой, с одной стороны, и спонтанным чувством, с
другой.. Основной проблемой произведений является проблема самостоятельного
выбора личности.
Оценивая баллады с позиции наличия в них канонических элементов, мы
обнаружим, что Жуковский придерживался правил. В обеих балладах есть четко
выраженный сюжет, диалоги (в "Людмиле" между героиней и женихом, героиней и
матерью; в "Светлане" между девушками в экспозиции), монологи героинь,
рефрены: в "Людмиле" это строки «Светит месяц, дол сребрится, мертвый с
девушкою мчится; путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной?»,
«Близко ль, милый? Путь далек» и др., в "Светлане" – «бледен и унылый». В
обеих балладах основной сюжет сопровождается картинами природы, отражающими
настроение героинь.
|