Сочинение: Жанровое своеобразие Чеховских пьес
Сочинение: Жанровое своеобразие Чеховских пьес
Жанровое своеобразие Чеховских пьес.
Чехову не суждено было написать роман, но жанром, синтезирующим все мотивы
его повестей и рассказов, стала «новая драма». Именно в ней наиболее полно
реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собою какой-то исторический
парадокс.
И в самом деле, на рубеже веков, в период наступления нового общественного
подъема, когда в обществе назревало предчувствие «здоровой и сильной бури»,
Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры,
сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям,
к последовательной и бескомпромиссной борьбе.
Почему же так? Я думаю потому, что, если Горький пишет в это время о людях
активного действия, знающих, по их мнению, как и что нужно делать, то Чехов
пишет о людях растерявшихся, которые чувствуют, что разрушен прежний уклад
жизни, а новое, что приходит на смену страшней, как всё неизвестное.
Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного
существования людей. Именно на этой исторической почве и вырастает «новая
чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны
классической русской и западноевропейской драмы.
Прежде всего, Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие,
организующее сюжетное единство классической драмы. Однако, драма при этом
не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы
героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности,
«рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом
звучании».
С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и
классическая одногеройность, сосредоточенность драматургического сюжета
вокруг главного,
ведущего персонажа. Уничтожается привычное деление героев на положительных и
отрицательных, главных и второстепенных, каждый ведет свою партию, а
целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множества равноправных
голосов и подголосков.
Темы чеховских пьес перекликаются с многогранными темами романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание». Он писал о господстве в жизни
тупости, откровенного эгоизма, об «униженных и оскорблённых», о человеческих
отношениях, о любви, о становлении личности в обществе, о нравственных
переживаниях. Начиная с Гоголя, в литературе Х1Х века утвердился «смех
сквозь слёзы», смех сочувствующий, быстро сменяющийся грустью. Смех Чехова в
пьесах именно такой.
Стремясь к жизненной правде, к естественности, он создавал пьесы не чисто
драматического или комедийного, а весьма сложного формообразования. В них
драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а
комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим .
убедительным примером тому служит пьеса «Вишнёвый сад». « Вышла у меня не
драма, а комедия, местами даже фарс», -- писал сам Чехов.
Действительно, мы должны признать, что в основе пьесы лежит отнюдь не
драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими
являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней
своей сущности они оптимистичны. Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев
изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчетливо
видна, в-третьих, и в комическо-сотирическом изображении почти всех
второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. «Вишнёвый
сад» включает явные мотивы Водевиля, выражающиеся в шутках, фокусах, прыжках,
переодеваниях Шарлоты.
Но современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал,
что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую
очередь трагедией. И он поставил «Вишневый сад» именно в таком драматическом
ключе.
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается
не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос
действия сменяется пафосом раздумья. Возникает неведомый классической драме
чеховский «подтекст», или «подводное течение». Герои Островского целиком и
полностью реализуются в слове, и слово это лишено двусмысленности, твердо и
прочно, как гранит. У героев Чехова, напротив, смыслы слова размыты, люди
никак в слово не умещаются и словом исчерпаться
не могут. Здесь важно другое: тот скрытый душевный подтекст, который герои
вкладывают в слова. Поэтому призыв трех сестер «В Москву! В Москву!» отнюдь
не означал Москву с ее конкретным адресом. Это тщетные, но настойчивые
попытки героинь прорваться в иную жизнь с иными отношениями между людьми.
То же в «Вишневом саде».
Во втором акте пьесы в глубине сцены проходит Епиходов — живое воплощение
нескладицы и несчастья. Возникает такой диалог:
Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет...
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да.
Говорят формально об Епиходове и о заходе солнца, а по существу о другом.
Души героев через обрывки слов поют о неустроенности и нелепости всей своей
несложившейся, обреченной жизни. При внешнем
разнобое и нескладице диалога есть душевное внутреннее сближение, на которое
откликается в драме какой-то космический звук: «Все сидят, задумались.
Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный
звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий печальный».
Островский для изображения драмы своих героев берёт не ровное течение обычной
жизни, а как бы выламывает из него событие. Например, история гибели Катерины
- событие, потрясшее жителей Калинова, раскрывшее трагическую обречённость её
положения.
У Чехова же драматизм заключается не только в событиях, но и в обычном
будничном однообразии повседневного быта. В пьесе «Дядя Ваня» изображен быт
деревенской усадьбы Серебрякова во всей своей повседневности: люди пьют чай,
гуляют, говорят о текущих делах, заботах, мечтах и разочарованиях, играют на
гитаре. События – сора Войницкова с Серебряковым, отъезд Серебряковых –
ничего не меняют в жизни дяди Вани и Сони и, следовательно, не имеют
решающего значения для содержания драмы, хотя на сцене и прозвучал выстрел.
Драматичность положения героев не в этих случайных эпизодах, а в однообразии
и безысходном для них образе жизни, в бесполезной трате своих сил и
способностей.
Важное событие, меняющее жизнь героев, происходит редко, а те, что
происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство
Треплева в пьесе «Чайка», или дуэль в «Трёх сёстрах». В неизменной жизни люди
редко находят счастье – им трудно это сделать, т.к. для этого нужно
преодолеть неизменность и обыденность. Не все могут сделать это. Но счастье
всегда соседствует с разлукой, смертью, с «чем-то», мешающим ему во всех
чеховских пьесах.
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего не благополучия. В них нет
счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом:
все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например,
пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями
— олицетворение общей нескладицы жизни, от которой страдают все герои.
За редким исключением - это люди самых распространённых профессий: учителя,
чиновники, врачи и т.д.. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что
их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои
Чехова, живёт большинство его современников.
Новаторство Чехова – драматурга заключается в том, что он отходит от
принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только
проблемы, но и показывает психологические переживания героев. Чеховская
драматургия покорила театральную сцену почти всех стран мира. И в нашей
стране нет крупного художника театра, кино, который не называл Чехова в
числе своих учителей. И в подтверждение этому на занавесях МХТа изображена
Чеховская “Чайка”.
|