Рефераты

Сочинение: Век нынешний и век минувший в комедии Грибоедова Горе от ума

Сочинение: Век нынешний и век минувший в комедии Грибоедова Горе от ума

Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от ума ”

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание , а верится с трудом .

А . С . Грибоедов

“ Горе от ума ” одно из самых злободневных произведений русской драматургии .

Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную

мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

“ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о

путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в

комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской

жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними , на

мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона ,

возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной войны в

русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной

реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской

молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение веков

было выражением борьбы этих двух лагерей.

В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает

образ 18го , “ минувшего ” века . Век “ минувший ” и является идеалом

фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из -

за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение ,

пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для получения нового

чина . Он преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал ” , служил при

дворе самой Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется , что свои

многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству , а

выслуживаясь перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит

молодежь :

Вот то-то , все вы гордецы !

Спросили бы , как делали отцы ?

Учились бы , на старших глядя .

Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия ,

к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы “ верхние

выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и

незваных , “ особенно из иностранных ” .

В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной

Москве :

Вот например , у нас уж исстари ведется ,

Что по отцу и сыну честь :

Будь плохонький , да если наберется

Душ тысячки две родовых - тот и жених !

Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей .

Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие . Принявшись

за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное настроение . В самом

деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы

Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского дворянства : сон ,

еда , развлечения , опять еда и снова сон .

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в

генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской

среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но это не так :

исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник руководствуется в

своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в более грубой

форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в достижении

чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более доступны :

Довольно счастлив я в товарищах моих ,

Вакансии как раз открыты :

То старых выключат иных ,

Другие , смотришь , перебиты .

Чацкий характеризует Скалозуба так :

Хрипун , удавленник , фагот ,

Созвездие маневров и мазурки .

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года

стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе

с Аракчеевым .

На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит

первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое

время они проводят в светских развлечениях , пошлых интригах и глупых

сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на

жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства , власти и

всеобщего уважения . “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , -

говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность

крепостнического общества и этим показывает , куда ведет Россию господство

фамусовых .

Свои разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого , который обладает

острым умом , быстро определяет суть предмета . Для друзей и для врагов ,

Чацкий был не просто умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому

кругу людей . Думы , волновавшие его , тревожили умы всей прогрессивной

молодежи того времени . В Петербург Чацкий попадает тогда , когда том

зарождается движение “ либералистов ” . В этой обстановке , по - моему

складываются взгляды и стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До

Фамусова дошли слухи , что Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое

увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи

. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про

его связь с министрами . Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь

Фамусов утверждает , что он там “ наблажил ” . Можно предположить , что эта

блажь означала хорошее отношение к крестьянам , возможно , кое - какие

хозяйственные реформы . Эти высокие стремления Чацкого являются выражением

его патриотических чувств , вражды к барским нравам и крепостному праву в

целом . Думаю , не ошибусь , предположив , что Грибоедов впервые в русской

литературе раскрыл национально - исторические истоки русского

освободительного движения 20х годов 19 века , обстоятельства формирования

декабризма . Именно декабристское понимание чести и долга , общественной роли

человека противопоставлены рабской морали фамусовых . “ Служить бы рад ,

прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову .

Так же , как и Грибоедов , Чацкий является гуманистом , защищает свободы и

независимость личности . Крепостническую основу он резко разоблачает в

гневной речи “ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной

строй . Он высоко оценивает русский народ , говорит о его уме , свободолюбии

, и это , на мой взгляд , тоже перекликается с идеологией декабристов .

Мне кажется , что в комедии есть идея самостоятельности русского народа .

Низкопоклонство перед всем иностранным , французское воспитание , обычное для

дворянской среды , вызывают резкий протест Чацкого :

Я одаль воссылал желанья

Смиренные , однако вслух ,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого , рабского , слепого подражанья ;

Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать как крепкою вожжой ,

От жалкой тошноты по стороне чужой .

Очевидно , что Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от имени всего

поколения . Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под

словом “ мы ” ? Вероятно , молодое поколение , идущее другим путем . То , что

Чацкий не одинок в своих взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще , чем

когда , безумных развелось людей , и дел , и мнений ! ” - восклицает он . У

Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему

жизни . Он верит в наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит

Фамусову :

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший :

Свежо предание , а верится с трудом .

Еще совсем недавно “ прямой был век покорности и страха ” . Нынче

пробуждается чувство личного достоинства . Не все хотят прислуживаться , не

каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется ,

что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся

крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения ,

появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не

завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась .

Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского

освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : “ Чацкий неизбежен

при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в русском

обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым . ”


© 2010 Рефераты