Рефераты

Сочинение: Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Сочинение: Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Доклад.

Предмет: Литература

Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".

Работу выполнил

Маев Роман

10 класс "б"

1999 г.

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным

аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые

на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным

страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе

действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о

двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по

совести" для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников

прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям

раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому

горю.

Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни.

Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно

несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,

его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с

несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей

действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в трактире,

среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ

Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной и ее

детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать

Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе

закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград." А далее еще одно

впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит

обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают, что

известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для него

за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и мириться с

гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь

автор и его герой оказываются рядом, но только в этом. Нравственное

негодование диктует им принципиально разные выводы - это ясно отражено в

романе.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые

утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям

романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в

"Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как

ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой,

рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках -

искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и

во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого

мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую

неоднократно проявляет Раскольников - вопреки собственной теории -

неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным "запасом", который

сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную

Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям,

искупая свои грехи, помогает в "Преступлении и наказании" Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях

символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной

поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная

Богом, доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением взрослого человека.

Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта - с

жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе

Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания", означает окончательную

победу доброты,возвращение героя к себе самому - ребенку, возвращение к Богу.

И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и

противоречивый путь, впервые, наконец, "встречается" с ним "лицом к лицу",

как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни.


© 2010 Рефераты