Рефераты

Сочинение: Рецензия на стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе...

Сочинение: Рецензия на стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе...

Два вечных памятника...

А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь

поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.

Сказать, что это стихотворение о любви, - не­достойно мало для понимания

творчества А.Бло­ка, для которого любовь - это и надежда, и стра­дание,

неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за

автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д.

Блок, когда она, отчаявшись ре­шить многочисленные проблемы сложной семей­ной

жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров)

скрывается бо­лее глубокий смысл.

"О доблестях, о подвигах, о славе" - первые строки, вынесенные в заглавие,

подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за

жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. "Лицо в про­стой

оправе" - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от

портрета, свет настоящего чувства.

В стихотворении органично соединились про­шлое, настоящее, будущее. Читателю

открылась судьба поэта, и через всю жизнь "прошло" "лицо в простой оправе",

так много значащее для ли­рического героя.

"О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле" - рядом был

любимый человек, с которым тьма становилась светом. "Но час настал, и ты ушла

из дому. // Я бросил в ночь заветное кольцо". Любовь для лирического героя

Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда

трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет

неизгладимый след в сердце. "Летели дни, крутясь проклятым роем." - так поэт

определяет вихрь опустошённой жизни, жизни "без божества, без вдохновенья".

"Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла".

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг

оди­ночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.

"Синий плащ" рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока

цвет родно­го, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем -

недосягаемая высота, отчуждён­ная временем и пространством. И после боли,

страданий, горького одиночества удивительно ласковое: "Ты, милая, ты,

нежная..." Его люби­мая затерялась в неведомом мире, среди "сырой ночи",

такая же одинокая в "промозглом" (эпи­тет "сырая ночь" выстраивает именно

такой об­разный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь

отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. "Я

крепко сплю" - неясный шорох ночи не вы­ведет лирического героя из пустоты, и

только в волшебных снах - "синий плащ", "сырая ночь", звуки и краски

сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: "я" - одинокий, страдающий лирический

герой, и "она" - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости,

она далека и безучаст­на. Конфликт формируется с самого начала:

не­совместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились

традиции «Сти­хов о Прекрасной Даме»), и "очи синие, бездон­ные" всё так же

манят своей недосягаемостью.

Кольцевая композиция стихотворения подво­дит к трагическому выводу: нет

возврата к про­шлому, невозможно вернуть счастливые мину­ты безвозвратно

ушедшей молодости. Любовь - это однажды...

"Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола" - так

лирический герой осозна­ёт неумолимое течение времени: то, что питало желание

жить и любить, теперь убрано им со стола - "всё миновалось". А впереди -

неясное, без­ликое будущее, и понятно одно: "Уж не мечтать о нежности, о

славе". Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда

о любви как о лучшем её проявлении.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о сла­ве...» затрагивает глубинные

струны души чи­тателя. Даже без знания биографического кон­текста рассчитано

на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворе­ние

А. С. Пушкина «Я помню чудное мгнове­нье...». Частые реминисценции из

пушкинско­го стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни, крутясь

проклятым роем»), сохра­нение того же размера подтверждают связь этих

стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пуш­кинскому стихотворению, А.Блок

полемизиру­ет с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным

мировосприятием и ощу­щением поэта.

"И сердце бьётся в упоенье, // И для него вос­кресли вновь // И божество, и

вдохновенье, // И жизнь, и слезы, и любовь" - это у Пушкина. Лирический герой

Блока "крепко спит", и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же

стихотворение Блока «О доблестях, о подви­гах, о славе...» и стихотворение

Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» - два шедевра, два памятника русской

любовной лирики, и как па­мятники они вечны.


© 2010 Рефераты