Сочинение: Рецензия на рассказ писателя 20 века
Сочинение: Рецензия на рассказ писателя 20 века
Рецензия на рассказ А. Солженицына «На изломах»
Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями,
повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век революций, войн,
изломов, катаклизмов, так по праву может быть охарактеризован век ХХ-ый.
Многие писатели напористо вступали в литературу в конце 70-х - начале 80-х
годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне живущие современные писатели,
вошедшие в историю отечественной словесности второй половины нашего века. Их
присутствие в литературе по-прежнему ощутимо, даже если их произведения не
часто появляются на страницах периодики и не так часто выходят отдельными
изданиями. Эти писатели прошли через испытания нынешнего социального излома
без ущерба для творческой воли.
Ситуация в обществе и состояние умов сегодня таковы, что даже А. Солженицын
оказался оттеснённым на второй план. В 1994 году он возвратился в Россию из
вынужденной эмиграции. Его творческий путь – особенно в жанре публицистики –
продолжается. Сейчас он явно очень многое уточняет на своём пути
самопознания, раздумий о грядущем обустройстве России. Писатель иначе
подходит к трактовке судеб своих героев. Время разрушения исторических устоев
России под любыми лозунгами прошло.
Солженицын никогда не был просто писателем, он был ещё и гражданином, и
философом, и историком, и «пророком-проповедником» (как он сам себя всегда
называл). Все его произведения неразрывно связаны с судьбой страны, с болями
её и невзгодами; все пронизаны гражданской тревогой. И мы не ждём от него
остросюжетного детектива или любовного романа, а ждём солженицынского
углублённого и пристального анализа, куда неразъёмно вплавлено раздумье, что,
несомненно, важнее прямого ответа на любой вопрос.
Моё внимание привлёк «двухчастный» рассказ Солженицына «На изломах»,
напечатанный в журнале «Новый мир» в 1996 году. В нём автор сумел дать ответ
на вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр
действительности, реально оценив происходящее.
Солженицын называет рассказ «На изломах», что значит в момент самых крутых
социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и
общественного существования. Так, неожиданно, одним из героев рассказа
становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила,
сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые не дать
погибнуть своему детищу – заводу.
Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава
крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты, используя
все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот
разносторонне одарённый Толковянов «вздорил» с государством, а теперь
вынужден идти просить у него защиты. Найдёт ли?
Оба персонажа для Солженицына – воплощение национальной талантливости и
упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому
что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к «загранице». Хочется,
чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно, чтоб не мириться с
унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в
которых вынуждены – в силу извечной российской нескладицы –
самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга.
Похоже, на них и уповает Солженицын, на эту элиту, плоть от плоти народной. И
что характерно, на прошлое своего «вэпэкашника» он закрывает глаза: ведь не
уронил национальной гордости, не уступил никому первенства.
Но и новоиспечённого банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке
народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает одно:
как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости
не обойтись. Его надежда – в том, что всё нормализуется, обретёт
цивилизованные формы, и обретёт их именно трудами и усилиями таких вот
молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно
связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране.
Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных
писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но безусловно то, что
«На изломах» стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе.
Рассказ современен и достаточно лёгок для восприятия. В нём Солженицын в
доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны, возрождения
уважения к человеческой личности.
Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется, нерв
раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы часто
задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.
|