Рефераты

Сочинение: Размышления о судьбе вишневого сада

Сочинение: Размышления о судьбе вишневого сада

Размышления о судьбе вишневого сада.

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

А.П.Чехов "Вишневый сад".

План.

I. "Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова.

II. Бывшие хозяева вишневого сада.

1) Раневская и Гаев – взрослые дети.

2) Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.

III. Лопахин – хозяин вишневого сада.

IV. Будущие хозяева вишневого сада.

1) Петя Трофимов – вечный студент.

2) Аня Раневская – человек нового поколения.

"Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова. Замысел автора

заключается в том, чтобы высмеять "недотепистость" основных действующих лиц.

Чехов обрушивает целую лавину едких насмешек почти на каждого из них. Однако

нам все равно становится по-человечески жаль многих персонажей. После первого

прочтения "Вишневого сада" ни у кого, по-моему, не возникает антипатии к

Фирсу, "лакею, старику восьмидесяти семи лет", который, несмотря на свой

преклонный возраст, заботится о помещике Гаеве, как о малом ребенке. Но,

трезво осмыслив прочитанное, мы понимаем, что он холоп "до мозга костей",

что такой тип людей – пережиток прошлого. На мой взгляд, это мнение немного

надуманное, неестественное, и я не берусь судить, какое из них вернее. Даже

современниками писателя "Вишневый сад" воспринимался по-разному. Знаменитый

драматург Станиславский, вместо создания "комедии, местами даже фарса",

представил пьесу как "тяжелую драму" русской жизни, что сильно противоречило

замыслам автора. Чехов говорил: "Я же комедию написал! Что же вы сделали

слезливую драму".

Чехов беспощадно высмеивает ограниченность и глупость главных действующих лиц

– Гаева и Раневской. Гаев "прожил все свое состояние на леденцах". Его

любимое выражение – "Желтого в угол! Дуплет в середину!" – проскальзывает

через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в то время как сама

увязла в долгах. Они представители "вымирающего дворянства", часть прошлого,

люди, которые не смогли или не захотели приспособиться к действительности

нового мира. Взрослые дети, они смогли сохранить в себе некоторые черты людей

уходящего мира: доброту, отзывчивость, честность, прямоту. Они способны на

высокие чувства, на страдания. Но этот мир прошлого стал для них футляром, в

который они пытаются погружаться, сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни

Гаев, ни Раневская совершенно не умеют вести хозяйство, и их имение

собираются продать за долги. Они тяжело переживают возможную потерю имения:

". я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж

нужно продавать, то продавайте и меня вместе с ним". Им предлагают "вишневый

сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под

дачи". Однако и Гаев, и Раневская совершенно единодушны в этом вопросе, они

считают предложение совершенно неприемлемым и отказываются от него, хотя это,

несомненно, принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами.

Мало того, они обеспечили бы себе "двадцать пять тысяч годового дохода".

Может быть, они поступают правильно. Во-первых, морально-этические принципы,

которые они сумели в себе сохранить, не позволяют им вырубать вишневый сад,

символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего им будет нужен этот новый

сад, если они любили его только как напоминание о прошлом? Смена формации

становится трагедией для обоих. Они не могут приспособиться к новой жизни, но

Чехов отказывает им в сочувствии, он считает Гаева и Раневскую не достойными

владеть вишневым садом, символическим образом всей России.

В отличие от Гаева и Раневской, Симеонов-Пищик, тоже помещик, смог

приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной дороги,

которая прошла по его территории, затем сдал часть своего имения в аренду на

двадцать четыре года. Фактически, для Пищика предложение англичан об аренде

земли означает то же, что предложение вырубить вишневый сад и построить на

его месте дачи для Гаева и Раневской. Но Симеонов-Пищик поступается своими

принципами и отдает участок в аренду. Финансовые трудности, опасения за

судьбу дочери, огромные долги сломили его волю и характер. "Голодная собака

ворует только в мясо", так и он теперь "может только про деньги".

Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к новой жизни, то Лопахин научился

управлять ею. У него есть врожденное чутье предпринимателя, которое

становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин – человек с сильным

характером. Характер помог ему из крестьянства выбиться в буржуазию. Он умеет

трезво оценивать сложную ситуацию и находить из нее наилучший выход. Именно

он является инициатором предложения Гаеву и Раневской: отдать вишневый сад

под дачи. На мой взгляд, Лопахин – самый противоречивый персонаж в пьесе.

"Битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал", воспитанный в

имении, где "дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню", впитал

часть той, уходящей культуры дворянской усадьбы, которая и сформировала его

"тонкую, нежную душу". Однако духовная жизнь не может не противоречить

практичной натуре купца. В этом противоборстве побеждает обычно купец,

"хищный зверь". Именно ему Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в

настоящем.

Однако будущее вишневого сада он связывает с представителями нового поколения –

Аней Раневской и Петей Трофимовым. В монологах Пети Трофимова зачастую

выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие персонажи комедии,

Петя – человек фразы. Он не совершает и, по-видимому, не совершит ни одного

поступка. Он как бы застыл в развитии, и даже его прозвище, "вечный

студент", подтверждает это. Петя оказывается еще одним Тургеневским Рудиным.

Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню,

которая, как губка, впитывает все его мысли, дающие впоследствии богатый

урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди основных действующих лиц Аню

выделяет малое количество реплик: она человек действия. В самом начале пьесы

Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в то время как ее

имение уже собирались пустить с молотка. Ни в одной сцене Аня не показана в

сатирическом свете. Она смотрит в будущее с оптимизмом: "Мы насадим новый

сад, роскошнее этого.". Она представитель нового поколения людей, идущих на

смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным, людей которые смогут создать

новую Россию!


© 2010 Рефераты