Сочинение: Понтий Пилат и Иешуа на лунной дороге
Сочинение: Понтий Пилат и Иешуа на лунной дороге
Считается, что по снам можно предсказывать будущее, что снится, то сбудется.
Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Многие психологи считают, что
сны - отголоски прошлого. Вот и Понтий Пилат во сне идет и разговаривает со
спасенным Иешуа. Все хорошо и спокойно. Рядом с ним идет его собака Банга.
Это, мне кажется, тоже не случайно. Для Понтия Пилата Банга символ спокойствия
и защиты. Это единственное существо на свете, которое он любил. Большинство
персонажей “Ершалаимских глав” восходят к Евангельским. Но это нельзя в полной
мере утверждать о Понтие Пилате, пятом прокураторе Иудеи. Ведь у него была
репутация “свирепого чудовища”. Кcтати, Иешуа - это прямая параллель с
Иисусом. Ведь, по - сирийски Иешуа это и есть Иисус. Во сне Понтий Пилат
практически прямая противоположность “дневному” самому себе. Он с радостью
соглашается с фразой Иешуа: “Мы теперь всегда будем вместе”. До этого же у него
вызывало отвращение все, что связано с учением Христа. Хотя прямо об этом нигде
не говорится, тем не менее можно провести некоторые параллели.
Выйдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает, что к «запаху кожи и конвоя
примешивается проклятая розовая струя», запах, который прокуратор «ненавидел
больше всего на свете». Ни запах коней, ни запах горького дыма, доносящийся из
кентурий, не раздражают Пилата, не вызывают у него таких страданий, как «жирный
розовый дух», к тому же предвещающий «нехороший день». Почему прокуратору
ненавистен аромат цветов, запах которых большинство человечества находит
приятным?
Можно предположить, что дело заключается в следующем. Розы с древних времен
считаются одним из символов Христа и Христианства. Для поколения Булгакова розы
ассоциировались с учением Христа. И у Блока в «Двенадцати» есть подобная
символика:
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Понтий Пилат говорит, что трусость самый страшный человеческий порок. И сам
Булгаков ставит вопрос, почему же Понтий Пилат не струсил « в Долине Дев,
когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана », струсил сейчас.
Известно, что человек, обретя богатство, более всего боится вернуться к
бедности, так как ему есть, что терять. Для бедного человека подобной проблемы
не существует, так как, к сожалению, особенно терять нечего. Когда Понтий Пилат
спасал Крысобоя-Великана, то практически не рисковал. Понтий Пилат был всего
лишь трибуном в легионе, сейчас же он пятый прокуратор Иудеи. Пилат ни за что
не погубит свою карьеру, так как лишится власти для него равносильно смерти, И
опять во сне он делает то, что не решился сделать в жизни. «Разумеется,
погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен
погубить. Символично, что пробуждает Понтия Пилата приход Афрания, в некотором
роде прообраз Воланда – Сатаны. В конце Булгаков прощает Понтия Пилата, отводя
ему такую же роль в своей филосовской концепции, как и мастеру. Многие
литературные критики называют прогулку по лунной дороге апофеозом победы
человека над собой.
Продолжая свой тысячелетний спор, Иешуа и Понтий Пилат как бы сливаются в
единcтво добра и зла. Олицетворением подобного единства в произведении
М.Булгакова вытупает Воланд. Добро и зло порождены людьми, следовательно,
человек свободен в своем выборе и, соответственно, несет полную
ответственность за свои поступки.
|