Рефераты

Сочинение: Поиски истины по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Сочинение: Поиски истины по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.

ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ

на тему:

Поиски истины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Выполнила: ученица 11 кл. «Б»

Тихоньких Елена

Проверила: Лебедикова Л. Ю.

2001 год

Без истины трудно жить

А. Платонов

Истина. Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его, мы говорим

«истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку,

хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений,

свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя

ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь старались найти

правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.

В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый

прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в

истине пути совершенствования души человека.

Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия.

Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное

пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания

для людей творческих – это знак, которым отмечены их творения. У писателя

носителями этого знака являются герои его книг.

Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они

помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его

глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать

за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания

становятся главными проблемами романа.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и

Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о

том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности

существования Бога Воланд возражает:

«Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?».

Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:

«Сам человек и управляет».

Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис,

раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая

смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит от случайностей,

то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотическом

мире?

Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в

«евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за

все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих

путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.

«В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У

римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе

Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает

зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться

нравственными принципами. Понтий Пилат – сильный человек, и он понимает, что

может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и слугой кесаря. Его образ

драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит

свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!» Это означает, что он

гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в споре между

Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он

идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно

свободным.

Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек, проницательный и наивный,

мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник новых

человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить идее добра,

милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет

«власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание

доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно

наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа – прообраз Христа, но это не Богочеловек, а

Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала,

вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви,

милосердию.

Но в мире булгаковского романа появляется и Сатана-Воланд со своей свитой,

которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Воланда

на окружающее близок автору. Воланд вглядывается в людей и окружающий мир,

стараясь выявить в них несовершенное. Он высмеивает, уничтожает при помощи

своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось,

утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и свита остается в Москве, но

спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей

наготе:

«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество

любит деньги. Ну, легкомысленны. ну что ж. и милосердие иногда стучится в их

сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос

только испортил их.».

Внешне же люди сильно изменились, как и сам город.

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра.

Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но

разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены – мнимые: Степа

Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так

все видящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческую

природу. Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над

вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем непредсказуемо? Что

же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить этот мир? На эти

вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и

Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а

следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую

истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы

понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку

веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто

не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель истины.

Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от

которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает

его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает

обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера:

«Я погибаю вместе с тобой».

Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама

творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Но я еще

долго размышляю над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс

определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и

красоты. Так что же такое истина по Булгакову? Истина – это ответственность

человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный

выбор жизненных путей. Истина – это всепобеждающая сила любви и творчества,

возносящая душу к высотам настоящей человечности.

PS. Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году

школу с серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО Хабаровского района.

Оценка «ОТЛИЧНО»


© 2010 Рефераты