Сочинение: Поиски истины по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Сочинение: Поиски истины по роману М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.
ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ
на тему:
Поиски истины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выполнила: ученица 11 кл. «Б»
Тихоньких Елена
Проверила: Лебедикова Л. Ю.
2001 год
Без истины трудно жить
А. Платонов
Истина. Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его, мы говорим
«истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку,
хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений,
свойственен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя
ответственными за все происходящее на земле, всю жизнь старались найти
правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.
В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый
прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в
истине пути совершенствования души человека.
Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия.
Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное
пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания
для людей творческих – это знак, которым отмечены их творения. У писателя
носителями этого знака являются герои его книг.
Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они
помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его
глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать
за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания
становятся главными проблемами романа.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и
Бездомного с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о
том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности
существования Бога Воланд возражает:
«Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?».
Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:
«Сам человек и управляет».
Но развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис,
раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая
смерть Берлиоза. А если жизнь человека действительно зависит от случайностей,
то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотическом
мире?
Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в
«евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за
все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих
путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.
«В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У
римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе
Понтий Пилат осознает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает
зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться
нравственными принципами. Понтий Пилат – сильный человек, и он понимает, что
может выжить и преуспеть, оставаясь рабом и слугой кесаря. Его образ
драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит
свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!» Это означает, что он
гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в споре между
Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он
идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно
свободным.
Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек, проницательный и наивный,
мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник новых
человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить идее добра,
милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет
«власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание
доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно
наступит.
В романе Михаила Булгакова Иешуа – прообраз Христа, но это не Богочеловек, а
Тот, Кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала,
вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви,
милосердию.
Но в мире булгаковского романа появляется и Сатана-Воланд со своей свитой,
которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Воланда
на окружающее близок автору. Воланд вглядывается в людей и окружающий мир,
стараясь выявить в них несовершенное. Он высмеивает, уничтожает при помощи
своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось,
утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд и свита остается в Москве, но
спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей
наготе:
«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество
любит деньги. Ну, легкомысленны. ну что ж. и милосердие иногда стучится в их
сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос
только испортил их.».
Внешне же люди сильно изменились, как и сам город.
Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра.
Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но
разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены – мнимые: Степа
Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Так
все видящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческую
природу. Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над
вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем непредсказуемо? Что
же может противостоять стихии жизни и можно ли изменить этот мир? На эти
вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и
Маргариты.
Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а
следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую
истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы
понимаем, почему «Рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку
веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто
не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель истины.
Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от
которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает
его.
Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает
обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера:
«Я погибаю вместе с тобой».
Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама
творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.
Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Но я еще
долго размышляю над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс
определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и
красоты. Так что же такое истина по Булгакову? Истина – это ответственность
человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный
выбор жизненных путей. Истина – это всепобеждающая сила любви и творчества,
возносящая душу к высотам настоящей человечности.
PS. Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году
школу с серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО Хабаровского района.
Оценка «ОТЛИЧНО»
|