Сочинение: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева
Сочинение: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева
Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева
Русская литература
XIX века -
бессмертное создание творческого гения русского народа, художественная история
его жизни, ярчайшее воплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к
родине, бесценный вклад в отечественную и мировую культуру.
Литература XIX
века представляла собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия
активно борющихся литературных направлений.
В этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели
прогрессивной идейности.
Родоначальники новой
русской литературы говорили о ее связи с судьбой народной
, сознавали ответственность русской литературы перед родиной, высокое назначение
писателя. Ее характерные черты - это народность и патриотизм.
В этих великих чертах развивалась вся прогрессивная русская литература.
Наиболее передовые из прогрессивных писателей сознательно подчиняли свое
творчество непосредственным задачам и целям освободительной борьбы.
«Святая правда - долг
его»
- так сказал о поэте К.Ф. Рылеев
.
Историческим
событием, ускорившим социально-политическое развитие России
и глубоко отразивши
мся в ее культурной и художественной жизни, явилась Отечественная война 1812
года.
«Дети 1812 года
»
- так
именовали себя декабристы
. В формировании национального и
в особенности
социального само
сознания, несомненно,
сыграло роль пребыван
ие русски
х солдат и офицеров
за границей, где они увидели иные общественные отношения.
Дворянские офицеры,
составлявшие
основное ядро тайных
декабристских
обществ,
испытали огромное влияние
демократических
идей
Европы во время наполеоновских войн
. Первой тайной декабристской организацией стал
«Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов
Отечества»
. Он возник 9 февраля 1816 года
и распался осенью 1817
года. В него входило
около тридцати человек.
Эта организация ставила своей целью ликвидацию крепостничества и установление
конституционной монархии. Причина ее распада
- бесконечны
е спор
ы о способах действия
и признание
«скудности
» средств
, находящихся в распоряжении «Союза ...»
для реализации своих намерений. Наиболее активные члены
«Союза спасения» создали новый устав и в 1818 году организовали
«Союз благоденствия»,
объединявший более двухсот человек
. Его явная цель - распространение просвещения и благотворительности, а тайная
- ликвидация крепост
ничества и самодержавия
. В феврале 1821 года на основе
«Союза благоденствия» были созданы Северное и
Южное общества.
В Северном обществе было два течения: монархическо-конституционное, руководимое
Н.
М.
Муравьевым,
и республиканское, возглавленное К. Ф. Рылеевым. С 1924 года
К.Ф. Рылеев был н
аиболее активным
и авторитетнейшим
деятелем
Северного общества.
Выступая против
самодержавия и крепостничества, декабристы выражали интересы не только
передового дворянства, но и широких трудовых масс, крестьянства
. Н. А. Бестужев писал: «До сих пор история писала только о царях и героях...-
нынешний только век понял, что сила государства составляется из народа
» (7,
с.93). Но, поставив
общенародные задачи, декабристы избрали методом борьбы военный переворот,
возглавляемый группой оппозиционного дворянства, опирающегося на лично ему
преданные, специально отобранные и подготовленные войска.
Летом 1825 года
выяснилось, что правительству стало известно о существовании тайной
организации. Предупреждая его действия, руководители
Южного общества решили
выступить в начале 1826 года, много ранее задуманного срока, сообщив свой план
Северному обществу. Но
внезапная смерть императора нарушила и этот слишком ранний срок. Северное
общество наметило днем выступления дату
«переприсяги» - 14 декабря 1825 года. Весть о поражении декабристов на
Сенатской
площади вскоре дошла до Южного общества и явилась сигналом для его действ
ий. На
чалось восстание Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола,
через несколько дней разгромленное.
К следствию по делу
декабристов было привлечено около шестисот человек. П. И. Пестеля, С. И.
Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г.
Каховского и К. Ф.
Рылеева как самых активных участников приговорили к четвертованию, замененному
повешением. Б
ольшинство других восставших сослали
в Сибирь на каторгу
или поселение.
Социально-политическая борьба первой четверти 19 века, обусловленная нарастанием
общественных противоречий после
Отечественной
войны 1812 года, нашла глубокое отражение в художественной литературе.
«
Социально-политический романтизм декабристов, естественно, породил и их
романтизм в искусстве.
В пору подготовки декабристского восстания гражданский, революционный романтизм
- ведущее течение прогрессивно
й литературы» (5, с
. 18).
Гражданские романтики входили в
«Вольное общество любителей
российской словесности
», возникшее в 1816 году. С 1821 года
«Вольное общество...» фактически выполняло функции самораспущенного «Союза
благоденствия» по
вопросам литературы, просвещения, науки и превратилось в центр объединения
наиболее прогрессивных писателей.
Гражданские романтики
объединились в нелегальное литературно-политическое содружество «Зеленая лампа
» (весна 1819 - осень 1820), негласное отделение «Союза благоденствия». Собрания
«Зеленой лампы» происходили в доме Н. В. Всеволожского
, друга А. С.
Пушкина. Пушкин, посещавший эти собрания, писал
, что в этом
«приюте любви и вольных муз» за круглый стол «садилось милое равенство
» и разгорались споры «насчет глупца, вельможи злого... Насчет небесного царя, А
иногда насчет земного
» («В. В. Энгельгардту»).
На заседаниях
, носивших характер дружеских встреч, читались доклады по русской истории,
велись откровенные беседы на общественные и философские темы. Здесь
Пушкин и Дельвиг
читали свои стихи. Члены
«Зеленой лампы», не посвященные в замыслы
«Союза благоденствия», не знали
, что декабристское
руководство общества ставило целью влиять на них в духе освободительного
движения. Но Пушкин
ощущал это влияние и
впоследствии в своих стихах вспоминал красный якобинский колпак, в который
облекались члены
«Зеленой лампы».
Самым значительным из
литературных изданий
декабристов был альманах
«Полярная звезда»,
выходивший в Петербурге в 1823 - 1825 годах. Его
организаторам - Рылееву и Бестужеву - удалось привлечь к участию в нем
выдающихся писателей того времени
: в разделе поэзии был
напечатан ряд
стихотворений и отрывки из поэм Пушкина, произведения Кюхельбекера, басни
Крылова.
.
«Осознавая высокую
социально-нравственную роль литературы, декабристы особое внимание уделяли теме
предназначения поэта - вдохновенного барда и пламенного социального трибуна,
глашатая, провозвестника высоких истин и неутомимого борца за свобо
ду. Поэт - гражданин, пророк, борец, он своими высокими стремлениями
противостоит порокам современности, его обязанность -
поднимать мужество борцов.
Определяющими темами гражданско-героических романтиков стали темы родины, ее
истории, общественного долга, гражданского подвига, жертвенности во имя
народного блага» (12,
с.
8).
Но участь «прозорливцев вдохновенных» трагична: дерзостно сдавила петля шею
Рылеева, других морят
морозом в безнадежной ссылке, ничтожный любезник посылает пулю в священное чело
великого художника
Пушкина (В. К
юхельбекер. «Участь русских поэтов»).
Итак, между освободительным движением и отечественной литературой с самого
начала установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои
человеческие права стала неиссякаемым источником, питательной почвой
прогрессивной литературы.
Русская литература оказала громадное плодотворное влияние на духовное и
нравственное развитие русского общества. Как отметил Герцен, она была трибуной
, с
которой раздавался голос протеста против деспотизма и произвола, призыв к
свободе, к борьбе за честь и достоинство человека.
Русская литература и критика являлись органом общественного самосознания
. Русский писатель был учителем и наставником
подрастающих
поколений.
20 ноября 1825
года, в преддверии трагических событий декабрьского восстания, в последнем
письме к А.С. Пушкину К.Ф. Рылеев написал: «Справедливость должна быть
основанием и действий и самых желаний наших... На тебя устремлены глаза России;
тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин».
Для самого Кондрати
яй Федорович
а Рылеева
(1795-1826) понятия «Поэт» и
«Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных лет
выделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества,
рано пробудивш
ийся
пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война воспламенила
патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях он восхищается мощью России,
воспевает Кутузова. Объясняя матери причину своего ухода из военного сословия,
Рылеев говорил: «...в наше время свет уже утомился от военных подвигов и славы
героев, приобретаемой не за благородное дело помощи страждущему человечеству,
но для его угнетения... нынче наступил век гражданского мужества, я чувствую,
что мое призвание выше, - я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за
счастье соотрочей, для исторжения из рук самовластья железного скипетра, для
приобретения прав угнетенному человечеству»
(9
, с.10). С 1823 года принятый в состав Северного общества декабристов, он
развернул широкую деятельность: принимал новых членов, ездил в Кронштадт и в
Москву для организации отделений общества. Вначале Рылеев стоял на позициях
конституциа
лизма
конституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 году
Рылеев осознал необходимость республиканского строя. Сразу после
восстания он был арестован,
и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним из пяти казненных
декабристов.
.
Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции, восходящие к Радищеву,
Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатора и на поэта как на бойца.
Современники именно так воспринимали общую направленность творчества Рылеева.
«Единственная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих
соотечественниках чувствования любви к отечеству, зажечь желание свободы»,-
говорил о нем Н. Бестужев
. (
7, с.38).
В стихотворном «Извинении перед Н. М. Т-вой» Рылеев уверяет:
Не лира мне дана в удел угрюмым КронамКроном,
А острый меч, чтобы ужасным быть врагу!
Он и в
дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Рылеев ценил в
своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух.
Отдавая плоды своих поэтических трудов на суд А. А. Бестужеву, он афористически
определял свою роль в литературе, противопоставляя себя сторонникам «поэзии для
немногих»: «Я не поэт, а Гражданин» («А.А.Бестужеву», посвящение
поэмы «Войнаровский»). Так понимая назначение искусства, Рылеев считает, что
художник должен отрешится от тем узких и личных. Лишь то, что способствует
счастью отечества, может стать предметом вдохновения поэта. Любовная тематика
чужда ему. В дни, когда «отчизна страждет», только тревоги боевые могут дать
отраду борцу-поэту.
В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это не жрец
Аполлона, произносящий «бессвязные аккорды». Его облик определяется
эстетической программой «Союза
Благоденствия
благоденствия». Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и
неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь.
Его всегдашний удел -
«борение с толпой
совместников , врагов
. Ии с
предрассудками и завистью докучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»)
. Подлинный поэт призван воспевать великие «деяния предков» («Рогнеда»)
, славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет
внуков («Гражданское мужество»). Истинный поэт – вещий провидец
будущего («Боян»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и
избирает лишения во имя истины. Исполненный достоинства и чести, готовый на
любые муки, он с
гордостью произносит: «Нет, нет! не уступлю за блага жизни сей, Ни добродетели,
ни совести моей!» («Путь к счастью»).
Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении «К
вВременщику»
(1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца,
организатора военных поселений.
Вынося деспотичному фавориту
беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «
надменныенадменный
», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец –
подлец.
Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта,
Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо
проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля
не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по
тому, что он сделал для народа:
Когда во мне нет доблестей прямых,
Что пользы в сане мне и почестях моих?
Не сан, не род - одни достоинства почтенны;
Сеян! и самые цари без них - презренны,
И в Цицероне мной не консул - сам он чтим
За то, что им спасен от Каталины Рим...
Гражданское мужество Рылеева проявилось в его гневных словах, обращенных к
тирану:
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит!
Впечатление, произведенное сатирой «К временщику», было огромно.
«Нельзя представить изумления, ужаса, даже
, можно сказать,
оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды
и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном, - вспоминал Н.А. Бестужев. -
Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые
внимали ему; но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному
вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признать явно, туча
пронеслась мимо; оковы оцепенения пали, мало-помалу расторглись, и глухой шепот
одобрения был наградою юного праведного стихотворца. Это был первый удар,
нанесенный Рылеевом
Рылеевым самовластью. Многие не видят нравственных последствий его сатиры,
но она научила и наказала, что можно говорить истину, не опасаясь; можно судить
о действиях власти и вызывать сильных на суд народный»
(7
, с.12).
Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявилась
гражданственность его поэтический позиции, является стихотворение
«Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов.
Другое заглавие стихотворения, находящееся в некоторых списках, - «К молодому
русскому поколению» -
, определяет адресованность его. Это произведение - призыв к сердцу,
разуму, совести молодых современников поэта. Это социально-политическая речь
общественного трибуна, построенная на противопоставлении изнеженного,
переродившегося племени с «хладною душой» и «хладным взором» гражданину с
«кипящею душой». Оно направлено против колеблющейся трусливой молодежи,
безразличной к неизбежно надвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный
Гражданин не может в тяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе
Отчизны:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Лирический герой гневно осуждает молодежь своего поколения, не желающую
постичь «предназначенье века», и уверяет, что:
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги,
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
Стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, в
котором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «за угнетенную
свободу человека». Это
Стихотворение
«Гражданин» – вершинное произведение декабристской лирики.
В этот периодНезадолго
до восстания декабристов Рылеев задумывает поэму о
национально-освободительных восстаниях украинского народа в XVI и XVII веках
под предводительством Наливайки и Палея. В течение 1824-1825 годов в печати
появляются отрывки из этих поэм, в одном из которых - «Исповедь Наливайки» -
были и ставшие особо знаменитыми строки:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю...
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
«Когда Рылеев писал «Исповедь Наливайки», - рассказывает Н.А. Бестужев в
«Воспоминании о Рылееве», - у него жил больной брат мой, Михаил Бестужев.
Однажды он сидел в своей комнате и читал, Рылеев работал в кабинете и
оканчивал эти стихи. Дописав, он принес их брату и прочел. Пророческий дух
отрывка невольно поразил Михаила.
- Знаешь ли, - сказал он, - какое предсказанье написал ты самому себе
и нам с тобою? Ты как будто хочешь указать на будущий свой жребий в этих
стихах.
- Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своем назначении, -
сказал Рылеев. - Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих
действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для
свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящи
хй россиян».
(7
, с.27).
А.И. Герцен в
статье «Русский заговор 1825 года», приводя переск
аз аз
заключительных строк «Исповеди Наливайки» и выделяя в них тему
"«великого
самопожертвования», пишет: «В этом весь Рылеев».
Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических «Дум»
, Рылеева ,
написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 - 1823 годах. В
печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами польского писателя Ю.У.
Немцевича: «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со
светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми
впечатлениями памяти».
Исторический
диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века, от подвигов Олега Вещего до
смерти Державина. Так была создана своеобразная русская история в стихах - ряд
картин, восстанавливающих героические дела минувших веков. Поэт славит
мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и
независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества.
И вВ его думах
воссоздаются образы Вадима («Вадим»), Ольги («Ольга при
могиле Игоря»), Дмитрия Донского («Дмитрий Донской»),
Ермака («Ермак»), Сусанина («Иван Сусанин»),
Богдана Хмельницкого («Богдан Хмельницкий»), борцов против
внутренних тиранов, попирающих права и свободы личности
(: образы А.
Курбского («Курбский»),
и А. Волынского
(«Волынский»)),
патриотов, ознаменовавших себя военными подвигами ради величия своего отечества
: (образы
Святослава
(«Святослав») и Олега
(«Олег Вещий»)).
Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболее прогрессивных
людей его времени опираются на лучшие традиции народа в его битвах за
национальную независимость и свободу. Ради этой цели он сознательно
пренебрегал исторической достоверностью и сознательно преображал своих
героев, наделяя их чертами своего времени. Воскресить историю, для того чтобы
возбудить доблесть современников славными делами предков - таково основное
намерение Рылеева.
В гражданско-патриотическом плане в
ддумах
истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает
в думе как гражданин, защитник «народных благ, везде гонимых оборона».
Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает
поэта героем-гражданином. Державину «неведом низкий страх», «он на смерть с
презрением взирает», и творческая задача его - зажигать «доблесть в молодых
сердцах стихом праведным».
Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и
«Иван Сусанин». Дума «Смерть Ермака» превратилась в
народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака,
грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динами
ческой его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто
-эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава», «ревущая буря»,
«буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящий Иртыш».
Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как
собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к
отечеству. Сусанин гибнет
здесь не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В
жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее
спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва
гражданина, а не раба. Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя,
мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!».
Высшее
достижение политической эволюции Рылеева
- это поэма «Войнаровский»
. Это произведение
, воскресивш
ее эпизоды
изменнической политики
Мазепы, было
подготовлено
всей литературной практикой Рылеева, а е
го сюжет намечен в
думах
«Волынский»,
«Наталья Долгорукова», «Мен
ьшиков в Березове»
, в
особенности в трагедии
«Мазепа»,
замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году.
Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует
своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детс
тва
«чтить
Брута», душою «истинно свободного
» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовый ради родины на
любые жертвы. На прямой вопрос
Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья
восклицает:
... стране родимой
Отдам детей с женой любимой;
Себе одну оставлю честь.
Для современников
Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к
гражданской жертвенности.
В рылеевском
творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое
место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни
, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом
А. Бестужевым. Они
сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им
широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся
переработкой романса
ко
нца XVIII -
начала XIX
века.
Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой (
«Ах! скучно мне на чужой стороне»
). Авторы переделки
переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс
, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на
родной ст
ороне («
Ах тошно мне...»)
. Популярная
невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием.
В ней отчетливо
слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к
поработителям-барам и царю
.
Рылеев звал себя не
поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма.
Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и
революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте
1825 года писал А. А. Бестужеву
: «Он в душе поэт» - и требовал
, чтобы создатель «Войнаровского» писал - «да более, более!» (
13, с. 70).
Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из
первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной
мысли, он осознавал себя поэ
том-гражданином, выразителе
м общенациональных
чаяний и с полным правом писал:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
( «К Н.Я. Плюсковой»)
Вольнолюбивыми идеями проникнуты уже ранние произведения поэта,
созданные в
петербургский период:
«Вольность»,
«К Чаадаеву», «
Деревня»
. Ода «Вольность», написанная в декабре 1817 года, обозначила
собой важный
этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы
революционно-освободительному движению.
Родившаяся в атмосфере
дружеских бесед поэта с Н.И. Ту
ргеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные
социально-политические
принципы
организационно подготовляем
ого
тогда «Союза
благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической
(«изнеженной»
) лиры и провозглашает
свое желание служить гражданской поэзии:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
По смыслу и форме ода «Вольность»
- первое последовательное декабристское произведение, художественная декларация
и прокламация
. Следуя во многом за
Радищевым, Пушкин направил ее против
венценосных деспотов.
Но если Радищев
в своей оде
«Вольность» руководствовался идеей народного сувер
енитета, святости
народной власти,
определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности,
стоящей выше царей и народа.
Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвов
авшей
в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений
революционной подпольной
литературы.
Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть
молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против
царского режима. Впервые это стихотворение было
опубликовано Герценом в «Полярной звезде»
за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.
К 1818 году
относится стихотворение
«К Чаадаеву»,
в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине.
Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу
», то есть на мирное достижение свободы, и в
стихотворении звучат
революционные мотивы.
«Пушкин не знал
конфликта между личным чувством и общественным долгом..., д
ля него не
было выбора между личным
и общественным,
революционным.
Об этом ясно говорит то смелое сравнение, которым он выразил силу и
непосредственность своей мечты о свободе отчизны
» (9
, с.
20):
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что
«Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники
борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в сти
хотворении с возвышенно-патриотическим.
Летом 1819 года в
селе Михайловском
Пушкин пишет стихотворение
«Деревня». В
«Деревне» отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире -
настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало
записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н.И. Тургенева
«Нечто о крепостном состоянии в России». Своего рода поэтической запиской о
крепостном праве является и стихотворение Пушкина
«Деревня».
Оно начинается
идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы
. Поэт мечтает на лоне
природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей
, но дух его не может
быть спокоен при виде страданий человека
. Друг человечества,
преданный закону (здесь «Деревня» перекликается с одой
«Вольность»), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы
свирепствует
«барство дикое», присваивая «и труд, и собственность, и время земледельца».
«Деревня» как
бы отвергает идеал сентименталистов - сельскую идиллию. Начавшись
созерцательно-элегическим размышлением, постепенно приобретая негодующие
интонации,
стихотворение заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного
трибуна - «друга
человечества»:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Поражение
декабристов на С
енатской площади отозвалось и на судьбе Пушкина.
В процессе следствия над декабристами обнаружилось огромное влияние его
вольнолюбивой поэзии на молодежь. 12 апреля 1826 года Жуковский уведомлял
поэта, находившегося
в ссылке в Михайловском
: «Ты ни в чем не замешан - это правда. Но в бумагах каждого из действовавших
находятся стихи твои... не просись в Петербург. Еще не время
».
Николай
I, признавая талант и
влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его
. Он решил превратить михайловского изгнанника
в придворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Мос
кву, где происходила коронация. 8 сентября 1826 года
поэт прибыл туда
и в тот же день «самым
любезным образом»
был принят Николаем I
. Царь сказал ему:
«Ты меня ненавидишь за то, что я раздавил ту партию, к которой ты принадлежал,
но верь мне, я также
люблю Россию, я не
враг русскому народу, я ему желаю свободы, но ему нужно сперва укрепиться
». На вопрос
самодержца: «Что
сделали бы вы, если бы 14 декабря были в
Петербурге?»
- поэт не колеблясь ответил
: «Стал бы в ряды
мятежников»
.
Пушкин оставался
верным вольномыслию.
Поражение декабристов
укрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвало
преданности самой свободе
. Пушкин оценивал
свою революционную поэзию как важный вклад в дело освободительной борьбы
русского народа. В
стихотворении
«Арион» (1827) он говорит о себе как об одном из пловцов на корабле
декабристов, воодушевляющем их в их опасном плаванье
:
...Иные парус напрягали,
Другие дружно напрягали
В глубь мощны веслы...
...А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел...
Он признается в верности
свободомыслию: «Я
гимны прежние пою».
Поэт открыто и смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения. Его
послание,
направленное в 1827
году в «каторжные норы» Сибири, исполнено вер
ы в торжество свободы
:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Понимание сущности
и назначения поэта Пушкин связывал с идеями свободы. 13 июля 1826 года казнили
руководителей
декабристского
восстания, а 24 июля
он замыслил стихотворную декларацию «Пророк»
.
В этом стихотворении
Пушкин «
в образной, аллегорической форме рассказал, как после мучительного кризиса нов
ое устремление
, новая задача его поэзии
, мобилизация новых скрытых в нем поэтических сил
спасла его и воскресила его душу
» (9
, с.142). В
стихотворении
«Пророк» Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта -
пророк, вместо музы - посланник бога, шестикрылый серафим.
В торжественном стиле библейского сказания выдержано все стихотворение
«Пророк»
В первых ст
роках Пушкин говорит о
той душевной опустошенности, которая так
мучила его в годы
«кризиса»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.
Далее рассказывается
о чудесном преображении всех чувств и
способностей пророка, которое совершает посланец бога - шестикрылый серафим, и о
новой задаче, новой миссии преображенного, обновленного душой и телом пророка.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой...
«Жало мудрыя змеи»
- этот образ понадобился Пушкину для того, чтобы показать каким тонким,
необычайно гибким, умным должен быть язык поэта, желающего превратить
в человеческое слово
те тончайшие оттенки жизненных явлений, которые он наблюдает, подмечает, те
глубокие, мудрые обобщения, которые он создает на основе этих наблюдений
» (9
, с.145).
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Без громадной
интенсивности чувств,
«жара сердца»
невозможна подлинная поэзия. Поэту-реалисту это особенно необходимо. Только
очень высокий накал чувства может переплавить
обыденную,
«прозаическую жизнь
» в чистое поэтическое
золото...
Преображение
пророка совершено. Теперь он все видит,
все слышит, его язык стал мудрым и утонченным, вместо трепетного сердца в груди
его уголь, пылающий огнем. Кажется, что сейчас и начнется выполнение его новой
миссии. Но у Пушкина мы читаем в следующей строке:
Как труп в пустыне я лежал.
Почему «как труп»?
Чего не хватало поэту, уже одаренному таким совершенным аппаратом восприятия и
выражения?
«Пушкин знал, что
одной острой
наблюдательности и уменья поэтически рассказать о том, что
видишь, недост
аточно
для настоящего, большого искусства
. Это мертвое фотографирование, натурализм, а не реализм. Нужно какое-то
активное отношение к наблюдаемому, уменье оценивать его с
определенной точки зрения, нужна
глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта.
.. Эту-то большую
идею, подлинную душу поэта, свою
«божественную волю» вкладывает в пророка-поэта
Бог. Так завершается
его преображение. Поэт готов для своей миссии
» (9
, с.
146).
Как труп в пустыне я лежал.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
«Поэт, провозглашает
Пушкин,
- избранник, учитель и провидец
, призванный на гражданское служение. Его задача - просветительская, вещим,
мудрым словом зажигать сердца людей
, поднимать их на борьбу за правду и свободу» (
11, с. 234).
В конце 20-х -
начале 30-х годов
определился разлад Пушкина с литературной критикой
. М
ногие из современников продолжали смотреть на Пушкина как на романтического
поэта. Простота пушкинского стиля казалась им падением таланта поэта. Гений
Пушкина перерос его время
. Пушкин был раздражен несправедливостью большинства своих критиков, не
понимавших задач развития русской литературы, и не желал идти навстречу
требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе
верноподданнической
морали.
В стихотворениях
«Поэт»
(1827), «
Поэт и толпа»
(1828), «Поэту»
(1830)
Пушкин провозглашает идею
свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами
светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
Защищая свою независимость
от посягательств правящей клики
превратить его в
придворного поэта, в
простого иллюстратора официозных моральных нравоучений, в служителя
практических задач, определяемых потребностями царизма
, Пушкин провозглашает
творческий процесс божественным откровением
, наитием
(«Поэт»
, «Поэту»), а поэзию - чуждой мелочей текущей повседневности и
грубого утилитаризма (
«Поэт и толпа»
).
В стихотворении
«Поэт и толпа»
поэт с негодованием отвергает
«требования
» толпы, «тупой черни»
:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт на это отвечает:
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!..
Поэт отвергает
предлагаемую им задачу - разоблачать людские пороки, быть воспитателем людей,
указывать им правильный путь
. Как отмечает С. Бонди, слова
«Глаголом жги сердца людей!» имеют для
Пушкина совершенно
иной смысл. В
едь и в стихотворении «Поэт и толпа» действие поэзии определяется
почти теми же словами.
Толпа упрекает поэта:
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?..
В «Пророке»
поэт «жжет сердца», в стихотворении «Поэт и толпа
» - волнует и
мучит. В обоих произведениях речь идет об одной и той же задаче поэзии.
«Новая задача Пушкина (с 1825 г.) в том, чтобы с максимальной глубиной и
тонкостью проникать в
действительность и со всей точность
ю рассказывать о ней
такой,
какая она есть, не
прикрашивая, не
приспосабливая ее образы... к той или иной своей концепции - пессимистической
или оптимистической... он должен был рассказывать правду такую, какую он видел.
Не для того, чтобы кого-то разоблачить..., не для того, чтобы научить кого-то
правильной жизни... Он чувствовал... свое великое призвание в том
, что он несравненно
глубже других видит подлинную действительность в ее особенностях, что о
н умеет подмечать в ней новое, еще не замеченное, что он умеет безошибочно
выбрать в хаосе
жизненных впечатлений
объективно существенное, выражающее главную, самую важную черту данно
го явления, - и создать на основе этих наблюдений важные обобщения
» (9
, с. 149 -150).
В стихотворениях
«Поэт»,
«Поэту», «Поэт и толпа»
Пушкин защищал
свободное искусство, подчиненное не
дидактическим задачам, навязываемым поэту извне, со стороны, царской властью, а
высоким целям, осознаваемым самим поэтом.
Пушкин не оставил ни
одного стихотворения,
практически воплощающего теорию «чистого искусства», и все его творчество
служит непререкаемым свидетельством и защитой высокой гражданственности
искусства.
Теме поэзии
посвящено стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»
(1824). Здесь в роли «демона», «вливающего хладный яд» в душу поэта, выступает
книгопродавец. Он - пошляк, обыватель, он ценит поэзию только с точки зрения
дохода. О самой поэзии книгопродавец отзывается в высшей степени
пренебрежительно:
Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть
...
Стишки любимца муз и граций
Мы в миг рублями заменим
И в пучок наличных ассигнаций
Листочки ваши обратим...
Книгопродавец тщетно уговаривает поэта писать ради славы - поэт ею гнушается,
ради успеха у женщин - поэт их призирает, ради любви - поэт знает только
неразделенную любовь... Если не считать недостижимого идеала любви, у поэта
остается незыблемым только один романтический идеал - свобода.
Высокую оценку
своей роли как поэта освободительного движения Пушкин сохранил до самой смерти.
В стихотворении
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
, написанном
за полгода до смерти, Пушкин, говоря о бессмертии
, ожидающем его
поэзию, и о народной
любви к ней в грядущем, - вспоминает революционные стихи своей молодости:
... И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал...
Пушкин убежден в том, что его поэзия
, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями
своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истин
но чело
веческие чувства и славящая свободу найдет отзыв в сердцах благородных
почитателей и к ней
«не зарастет народная тропа»
.
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Здесь прямо
говорится о неразрывной связи поэта с широким читателем, о свободном,
«непокорном» характере его творчества, о том, что историческая слава Пушкина
гораздо выше
(«вознесся выше он»
) славы его тезки -
императора Александра
I. Пушкин пишет:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Это значит, что
, пока будет
существовать в мире поэзия
,
слава Пушкина будет жить...
В поэзии Пушкина и
Рылеева отразились
лучшие, благороднейшие черты
истинного поэта-гражданина
: его свободолюбие, гуманность,
его уважение к
культуре и просвещению, его неутомимое стремление к социальной правде
. Рылеев и
Пушкин являются
величайшими
провозвестниками
идеала свободного, гармоничного человека, идеала, который впервые в истории
осуществляется в нашем обществе.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы, -
писал
Пушкин в самом начале
своей творческой деятельности
,
и всю жизнь он
оставался верен своему юношескому призыву
. Поэзия
Рылеева и
Пушкина
дорога
нам страстной любовью к отчизне, воодушевлявшей все
их творчество
. Своими произведениями
они утвержда
ют чувство любви и
уважения к личности человека, веру в могучею силу его разума, все те чувства
добрые, которые глушились и подавлялись в жестокий век
самодержавия.
Гражданская поэзия Рылеева и Пушкина оказала
значительное влияние на
русских поэтов и общественных деятелей. Продолжая традиции
Рылеева,
поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии.
В своих стихах они с большей поэтической силой говорили о
революционизирующей роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном
произведении. В лирике и поэмах они показали образ положительного героя,
который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия.
Наследие декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.В. Шелгунов помещает
стихотворение
Рылеева «Гражданин
» в своей прокламации
«К молодому поколению»
. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими
прославленными словами:
«Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан»
- и пишет поэму о декабристах
.
Именно в
вольнолюбии, в гражданственности, в защите прав угнетенного человека
состоит величие
исторического дела
Рылеева и Пушкина, их поэтического подвига.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декабристы. Антология в 2-х т. Сост. В. Орлов. Л., 1975.
2. Поэзия декабристов. Л., 1950 («Библиотека поэта», большая серия).
3. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М., 1985.
4. Рылеев К. Ф. Думы. Поэмы. Стихотворения. Проза. М., 1988.
5. Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М. - Л., 1961.
6.
Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Избранные статьи. Л., 1975.
7. Бестужев Н. А. Статьи и письма. М. - Л., 1933.
8. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.
9. Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.
10. Воспоминания Бестужевых. М.- Л., 1951.
11. Петров С. М. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. М.,1973.
12. Пигарев К. Жизнь Рылеева. М.. 1947.
13. Пушкин в воспоминаниях современников. Л., 1950.
14. Рудый В. А.. К.Ф. Рылеев. Л.,1979.
15. Светлое имя Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М.,1988.
16. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959.
17. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968.
18. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М.,1955.
План реферата «Поэт и поэзия в обществе
в творчестве Рылеева и Пушкина»
I.
Русская литература
XIX века и ее связь с
общественным движением.
1) Народность и патриотизм – характерные черты русской литературы.
2) Влияние войны 1812 года на русскую литературу.
3)
Гражданский романтизм
– одно
из ведущих направлений русской литературы
первой четверти XIX
века.
4) Образование тайных обществ и литературный процесс.
II. Гражданственность поэзии Рылеева.
-
1) Судьба Рылеева.
2)
Взгляды Рылеева на задачи искусства (поэт как борец, искусство как трибуна
агитатора).
3) Образ поэта в произведениях Рылеева («Я не поэт, а Гражданин»).
4)
Проявление гражданского патриотизма Рылеева в стихотворениях «К временщику
», «Гражданин».
5) Тема «великого самопожертвования» в «Исповеди Наливайки».
6) Гражданско-героический романтизм «Дум».
7) Поэма «Войнаровский» (тема борьбы за свободу, самопожертвования).
8) Агитационные песни.
9)
Роль творчества Рылеева в формировании традиций гражданственности в русской
литературе.
III. Гражданственность поэзии Пушкина.
1)
Пушкин –
пропагандист идей
декабризма. Вольнолюбивые стихотворения
, написанные в петербургский период (
«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»)
.
2)
Верность идеям декабристов после
поражения восстания
(«Арион», «Во глубине
сибирских руд»).
3)
Стихотворение «Пророк»
как программное
произведение,
посвященное назначению поэта и поэзии.
4)
Идеал свободного и независимого поэта в стихотворениях «Поэт», «Поэту
», «Поэт и толпа».
5) «Памятник» – поэтический итог творчества Пушкина.
IV.
Значение гражданской
поэзии Пушкина и Рылеева для русской литературы.
|