Рефераты

Сочинение: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

Сочинение: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

Русская литература

XIX века -

бессмертное создание творческого гения русского народа, художественная история

его жизни, ярчайшее воплощение его свободолюбивых стремлений и чаяний, любви к

родине, бесценный вклад в отечественную и мировую культуру.

Литература XIX

века представляла собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия

активно борющихся литературных направлений.

В этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели

прогрессивной идейности.

Родоначальники новой

русской литературы говорили о ее связи с судьбой народной

, сознавали ответственность русской литературы перед родиной, высокое назначение

писателя. Ее характерные черты - это народность и патриотизм.

В этих великих чертах развивалась вся прогрессивная русская литература.

Наиболее передовые из прогрессивных писателей сознательно подчиняли свое

творчество непосредственным задачам и целям освободительной борьбы.

«Святая правда - долг

его»

- так сказал о поэте К.Ф. Рылеев

.

Историческим

событием, ускорившим социально-политическое развитие России

и глубоко отразивши

мся в ее культурной и художественной жизни, явилась Отечественная война 1812

года.

«Дети 1812 года

»

- так

именовали себя декабристы

. В формировании национального и

в особенности

социального само

сознания, несомненно,

сыграло роль пребыван

ие русски

х солдат и офицеров

за границей, где они увидели иные общественные отношения.

Дворянские офицеры,

составлявшие

основное ядро тайных

декабристских

обществ,

испытали огромное влияние

демократических

идей

Европы во время наполеоновских войн

. Первой тайной декабристской организацией стал

«Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов

Отечества»

. Он возник 9 февраля 1816 года

и распался осенью 1817

года. В него входило

около тридцати человек.

Эта организация ставила своей целью ликвидацию крепостничества и установление

конституционной монархии. Причина ее распада

- бесконечны

е спор

ы о способах действия

и признание

«скудности

» средств

, находящихся в распоряжении «Союза ...»

для реализации своих намерений. Наиболее активные члены

«Союза спасения» создали новый устав и в 1818 году организовали

«Союз благоденствия»,

объединявший более двухсот человек

. Его явная цель - распространение просвещения и благотворительности, а тайная

- ликвидация крепост

ничества и самодержавия

. В феврале 1821 года на основе

«Союза благоденствия» были созданы Северное и

Южное общества.

В Северном обществе было два течения: монархическо-конституционное, руководимое

Н.

М.

Муравьевым,

и республиканское, возглавленное К. Ф. Рылеевым. С 1924 года

К.Ф. Рылеев был н

аиболее активным

и авторитетнейшим

деятелем

Северного общества.

Выступая против

самодержавия и крепостничества, декабристы выражали интересы не только

передового дворянства, но и широких трудовых масс, крестьянства

. Н. А. Бестужев писал: «До сих пор история писала только о царях и героях...-

нынешний только век понял, что сила государства составляется из народа

» (7,

с.93). Но, поставив

общенародные задачи, декабристы избрали методом борьбы военный переворот,

возглавляемый группой оппозиционного дворянства, опирающегося на лично ему

преданные, специально отобранные и подготовленные войска.

Летом 1825 года

выяснилось, что правительству стало известно о существовании тайной

организации. Предупреждая его действия, руководители

Южного общества решили

выступить в начале 1826 года, много ранее задуманного срока, сообщив свой план

Северному обществу. Но

внезапная смерть императора нарушила и этот слишком ранний срок. Северное

общество наметило днем выступления дату

«переприсяги» - 14 декабря 1825 года. Весть о поражении декабристов на

Сенатской

площади вскоре дошла до Южного общества и явилась сигналом для его действ

ий. На

чалось восстание Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола,

через несколько дней разгромленное.

К следствию по делу

декабристов было привлечено около шестисот человек. П. И. Пестеля, С. И.

Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г.

Каховского и К. Ф.

Рылеева как самых активных участников приговорили к четвертованию, замененному

повешением. Б

ольшинство других восставших сослали

в Сибирь на каторгу

или поселение.

Социально-политическая борьба первой четверти 19 века, обусловленная нарастанием

общественных противоречий после

Отечественной

войны 1812 года, нашла глубокое отражение в художественной литературе.

«

Социально-политический романтизм декабристов, естественно, породил и их

романтизм в искусстве.

В пору подготовки декабристского восстания гражданский, революционный романтизм

- ведущее течение прогрессивно

й литературы» (5, с

. 18).

Гражданские романтики входили в

«Вольное общество любителей

российской словесности

», возникшее в 1816 году. С 1821 года

«Вольное общество...» фактически выполняло функции самораспущенного «Союза

благоденствия» по

вопросам литературы, просвещения, науки и превратилось в центр объединения

наиболее прогрессивных писателей.

Гражданские романтики

объединились в нелегальное литературно-политическое содружество «Зеленая лампа

» (весна 1819 - осень 1820), негласное отделение «Союза благоденствия». Собрания

«Зеленой лампы» происходили в доме Н. В. Всеволожского

, друга А. С.

Пушкина. Пушкин, посещавший эти собрания, писал

, что в этом

«приюте любви и вольных муз» за круглый стол «садилось милое равенство

» и разгорались споры «насчет глупца, вельможи злого... Насчет небесного царя, А

иногда насчет земного

» («В. В. Энгельгардту»).

На заседаниях

, носивших характер дружеских встреч, читались доклады по русской истории,

велись откровенные беседы на общественные и философские темы. Здесь

Пушкин и Дельвиг

читали свои стихи. Члены

«Зеленой лампы», не посвященные в замыслы

«Союза благоденствия», не знали

, что декабристское

руководство общества ставило целью влиять на них в духе освободительного

движения. Но Пушкин

ощущал это влияние и

впоследствии в своих стихах вспоминал красный якобинский колпак, в который

облекались члены

«Зеленой лампы».

Самым значительным из

литературных изданий

декабристов был альманах

«Полярная звезда»,

выходивший в Петербурге в 1823 - 1825 годах. Его

организаторам - Рылееву и Бестужеву - удалось привлечь к участию в нем

выдающихся писателей того времени

: в разделе поэзии был

напечатан ряд

стихотворений и отрывки из поэм Пушкина, произведения Кюхельбекера, басни

Крылова.

.

«Осознавая высокую

социально-нравственную роль литературы, декабристы особое внимание уделяли теме

предназначения поэта - вдохновенного барда и пламенного социального трибуна,

глашатая, провозвестника высоких истин и неутомимого борца за свобо

ду. Поэт - гражданин, пророк, борец, он своими высокими стремлениями

противостоит порокам современности, его обязанность -

поднимать мужество борцов.

Определяющими темами гражданско-героических романтиков стали темы родины, ее

истории, общественного долга, гражданского подвига, жертвенности во имя

народного блага» (12,

с.

8).

Но участь «прозорливцев вдохновенных» трагична: дерзостно сдавила петля шею

Рылеева, других морят

морозом в безнадежной ссылке, ничтожный любезник посылает пулю в священное чело

великого художника

Пушкина (В. К

юхельбекер. «Участь русских поэтов»).

Итак, между освободительным движением и отечественной литературой с самого

начала установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои

человеческие права стала неиссякаемым источником, питательной почвой

прогрессивной литературы.

Русская литература оказала громадное плодотворное влияние на духовное и

нравственное развитие русского общества. Как отметил Герцен, она была трибуной

, с

которой раздавался голос протеста против деспотизма и произвола, призыв к

свободе, к борьбе за честь и достоинство человека.

Русская литература и критика являлись органом общественного самосознания

. Русский писатель был учителем и наставником

подрастающих

поколений.

20 ноября 1825

года, в преддверии трагических событий декабрьского восстания, в последнем

письме к А.С. Пушкину К.Ф. Рылеев написал: «Справедливость должна быть

основанием и действий и самых желаний наших... На тебя устремлены глаза России;

тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин».

Для самого Кондрати

яй Федорович

а Рылеева

(1795-1826) понятия «Поэт» и

«Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных лет

выделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества,

рано пробудивш

ийся

пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война воспламенила

патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях он восхищается мощью России,

воспевает Кутузова. Объясняя матери причину своего ухода из военного сословия,

Рылеев говорил: «...в наше время свет уже утомился от военных подвигов и славы

героев, приобретаемой не за благородное дело помощи страждущему человечеству,

но для его угнетения... нынче наступил век гражданского мужества, я чувствую,

что мое призвание выше, - я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за

счастье соотрочей, для исторжения из рук самовластья железного скипетра, для

приобретения прав угнетенному человечеству»

(9

, с.10). С 1823 года принятый в состав Северного общества декабристов, он

развернул широкую деятельность: принимал новых членов, ездил в Кронштадт и в

Москву для организации отделений общества. Вначале Рылеев стоял на позициях

конституциа

лизма

конституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 году

Рылеев осознал необходимость республиканского строя. Сразу после

восстания он был арестован,

и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним из пяти казненных

декабристов.

.

Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции, восходящие к Радищеву,

Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатора и на поэта как на бойца.

Современники именно так воспринимали общую направленность творчества Рылеева.

«Единственная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих

соотечественниках чувствования любви к отечеству, зажечь желание свободы»,-

говорил о нем Н. Бестужев

. (

7, с.38).

В стихотворном «Извинении перед Н. М. Т-вой» Рылеев уверяет:

Не лира мне дана в удел угрюмым КронамКроном,

А острый меч, чтобы ужасным быть врагу!

Он и в

дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Рылеев ценил в

своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух.

Отдавая плоды своих поэтических трудов на суд А. А. Бестужеву, он афористически

определял свою роль в литературе, противопоставляя себя сторонникам «поэзии для

немногих»: «Я не поэт, а Гражданин» («А.А.Бестужеву», посвящение

поэмы «Войнаровский»). Так понимая назначение искусства, Рылеев считает, что

художник должен отрешится от тем узких и личных. Лишь то, что способствует

счастью отечества, может стать предметом вдохновения поэта. Любовная тематика

чужда ему. В дни, когда «отчизна страждет», только тревоги боевые могут дать

отраду борцу-поэту.

В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это не жрец

Аполлона, произносящий «бессвязные аккорды». Его облик определяется

эстетической программой «Союза

Благоденствия

благоденствия». Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и

неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь.

Его всегдашний удел -

«борение с толпой

совместников , врагов

. Ии с

предрассудками и завистью докучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»)

. Подлинный поэт призван воспевать великие «деяния предков» («Рогнеда»)

, славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет

внуков («Гражданское мужество»). Истинный поэт – вещий провидец

будущего («Боян»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и

избирает лишения во имя истины. Исполненный достоинства и чести, готовый на

любые муки, он с

гордостью произносит: «Нет, нет! не уступлю за блага жизни сей, Ни добродетели,

ни совести моей!» («Путь к счастью»).

Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении «К

вВременщику»

(1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца,

организатора военных поселений.

Вынося деспотичному фаворитуСочинение: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «

надменныенадменный

», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец –

подлец.

Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта,

Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо

проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля

не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по

тому, что он сделал для народа:

Когда во мне нет доблестей прямых,

Что пользы в сане мне и почестях моих?

Не сан, не род - одни достоинства почтенны;

Сеян! и самые цари без них - презренны,

И в Цицероне мной не консул - сам он чтим

За то, что им спасен от Каталины Рим...

Гражданское мужество Рылеева проявилось в его гневных словах, обращенных к

тирану:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Впечатление, произведенное сатирой «К временщику», было огромно.

«Нельзя представить изумления, ужаса, даже

, можно сказать,

оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды

и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном, - вспоминал Н.А. Бестужев. -

Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые

внимали ему; но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному

вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признать явно, туча

пронеслась мимо; оковы оцепенения пали, мало-помалу расторглись, и глухой шепот

одобрения был наградою юного праведного стихотворца. Это был первый удар,

нанесенный Рылеевом

Рылеевым самовластью. Многие не видят нравственных последствий его сатиры,

но она научила и наказала, что можно говорить истину, не опасаясь; можно судить

о действиях власти и вызывать сильных на суд народный»

(7

, с.12).

Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявилась

гражданственность его поэтический позиции, является стихотворение

«Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов.

Другое заглавие стихотворения, находящееся в некоторых списках, - «К молодому

русскому поколению» -

, определяет адресованность его. Это произведение - призыв к сердцу,

разуму, совести молодых современников поэта. Это социально-политическая речь

общественного трибуна, построенная на противопоставлении изнеженного,

переродившегося племени с «хладною душой» и «хладным взором» гражданину с

«кипящею душой». Оно направлено против колеблющейся трусливой молодежи,

безразличной к неизбежно надвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный

Гражданин не может в тяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе

Отчизны:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Лирический герой гневно осуждает молодежь своего поколения, не желающую

постичь «предназначенье века», и уверяет, что:

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги,

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

Стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, в

котором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «за угнетенную

свободу человека». Это

Стихотворение

«Гражданин» – вершинное произведение декабристской лирики.

В этот периодНезадолго

до восстания декабристов Рылеев задумывает поэму о

национально-освободительных восстаниях украинского народа в XVI и XVII веках

под предводительством Наливайки и Палея. В течение 1824-1825 годов в печати

появляются отрывки из этих поэм, в одном из которых - «Исповедь Наливайки» -

были и ставшие особо знаменитыми строки:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю...

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

«Когда Рылеев писал «Исповедь Наливайки», - рассказывает Н.А. Бестужев в

«Воспоминании о Рылееве», - у него жил больной брат мой, Михаил Бестужев.

Однажды он сидел в своей комнате и читал, Рылеев работал в кабинете и

оканчивал эти стихи. Дописав, он принес их брату и прочел. Пророческий дух

отрывка невольно поразил Михаила.

- Знаешь ли, - сказал он, - какое предсказанье написал ты самому себе

и нам с тобою? Ты как будто хочешь указать на будущий свой жребий в этих

стихах.

- Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своем назначении, -

сказал Рылеев. - Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих

действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для

свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящи

хй россиян».

(7

, с.27).

А.И. Герцен в

статье «Русский заговор 1825 года», приводя переск

аз аз

заключительных строк «Исповеди Наливайки» и выделяя в них тему

"«великого

самопожертвования», пишет: «В этом весь Рылеев».

Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических «Дум»

, Рылеева ,

написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 - 1823 годах. В

печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами польского писателя Ю.У.

Немцевича: «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со

светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми

впечатлениями памяти».

Исторический

диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века, от подвигов Олега Вещего до

смерти Державина. Так была создана своеобразная русская история в стихах - ряд

картин, восстанавливающих героические дела минувших веков. Поэт славит

мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и

независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества.

И вВ его думах

воссоздаются образы Вадима («Вадим»), Ольги («Ольга при

могиле Игоря»), Дмитрия Донского («Дмитрий Донской»),

Ермака («Ермак»), Сусанина («Иван Сусанин»),

Богдана Хмельницкого («Богдан Хмельницкий»), борцов против

внутренних тиранов, попирающих права и свободы личности

(: образы А.

Курбского («Курбский»),

и А. Волынского

(«Волынский»)),

патриотов, ознаменовавших себя военными подвигами ради величия своего отечества

: (образы

Святослава

(«Святослав») и Олега

(«Олег Вещий»)).

Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболее прогрессивных

людей его времени опираются на лучшие традиции народа в его битвах за

национальную независимость и свободу. Ради этой цели он сознательно

пренебрегал исторической достоверностью и сознательно преображал своих

героев, наделяя их чертами своего времени. Воскресить историю, для того чтобы

возбудить доблесть современников славными делами предков - таково основное

намерение Рылеева.

В гражданско-патриотическом плане в

ддумах

истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает

в думе как гражданин, защитник «народных благ, везде гонимых оборона».

Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает

поэта героем-гражданином. Державину «неведом низкий страх», «он на смерть с

презрением взирает», и творческая задача его - зажигать «доблесть в молодых

сердцах стихом праведным».

Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и

«Иван Сусанин». Дума «Смерть Ермака» превратилась в

народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака,

грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динами

ческой его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто

-эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава», «ревущая буря»,

«буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящий Иртыш».

Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как

собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к

отечеству. Сусанин гибнет

здесь не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В

жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее

спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва

гражданина, а не раба. Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя,

мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!».

Высшее

достижение политической эволюции Рылеева

- это поэма «Войнаровский»

. Это произведение

, воскресивш

ее эпизоды

изменнической политики

Мазепы, было

подготовлено

всей литературной практикой Рылеева, а е

го сюжет намечен в

думах

«Волынский»,

«Наталья Долгорукова», «Мен

ьшиков в Березове»

, в

особенности в трагедии

«Мазепа»,

замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году.

Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует

своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детс

тва

«чтить

Брута», душою «истинно свободного

» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовый ради родины на

любые жертвы. На прямой вопрос

Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья

восклицает:

... стране родимой

Отдам детей с женой любимой;

Себе одну оставлю честь.

Для современников

Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к

гражданской жертвенности.

В рылеевском

творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое

место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни

, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом

А. Бестужевым. Они

сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им

широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся

переработкой романса

ко

нца XVIII -

начала XIX

века.

Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой (

«Ах! скучно мне на чужой стороне»

). Авторы переделки

переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс

, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на

родной ст

ороне

Ах тошно мне...»)

. Популярная

невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием.

В ней отчетливо

слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к

поработителям-барам и царю

.

Рылеев звал себя не

поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма.

Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и

революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте

1825 года писал А. А. Бестужеву

: «Он в душе поэт» - и требовал

, чтобы создатель «Войнаровского» писал - «да более, более!» (

13, с. 70).

Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из

первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной

мысли, он осознавал себя поэ

том-гражданином, выразителе

м общенациональных

чаяний и с полным правом писал:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

( «К Н.Я. Плюсковой»)

Вольнолюбивыми идеями проникнуты уже ранние произведения поэта,

созданные в

петербургский период:

«Вольность»,

«К Чаадаеву», «

Деревня»

. Ода «Вольность», написанная в декабре 1817 года, обозначила

собой важный

этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы

революционно-освободительному движению.

Родившаяся в атмосфере

дружеских бесед поэта с Н.И. Ту

ргеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные

социально-политические

принципы

организационно подготовляем

ого

тогда «Союза

благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической

(«изнеженной»

) лиры и провозглашает

свое желание служить гражданской поэзии:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру...

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

По смыслу и форме ода «Вольность»

- первое последовательное декабристское произведение, художественная декларация

и прокламация

. Следуя во многом за

Радищевым, Пушкин направил ее против

венценосных деспотов.

Но если Радищев

в своей оде

«Вольность» руководствовался идеей народного сувер

енитета, святости

народной власти,

определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности,

стоящей выше царей и народа.

Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвов

авшей

в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений

революционной подпольной

литературы.

Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть

молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против

царского режима. Впервые это стихотворение было

опубликовано Герценом в «Полярной звезде»

за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.

К 1818 году

относится стихотворение

«К Чаадаеву»,

в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине.

Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу

», то есть на мирное достижение свободы, и в

стихотворении звучат

революционные мотивы.

«Пушкин не знал

конфликта между личным чувством и общественным долгом..., д

ля него не

было выбора между личным

и общественным,

революционным.

Об этом ясно говорит то смелое сравнение, которым он выразил силу и

непосредственность своей мечты о свободе отчизны

» (9

, с.

20):

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что

«Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники

борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в сти

хотворении с возвышенно-патриотическим.

Летом 1819 года в

селе Михайловском

Пушкин пишет стихотворение

«Деревня». В

«Деревне» отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире -

настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало

записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н.И. Тургенева

«Нечто о крепостном состоянии в России». Своего рода поэтической запиской о

крепостном праве является и стихотворение Пушкина

«Деревня».

Оно начинается

идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы

. Поэт мечтает на лоне

природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей

, но дух его не может

быть спокоен при виде страданий человека

. Друг человечества,

преданный закону (здесь «Деревня» перекликается с одой

«Вольность»), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы

свирепствует

«барство дикое», присваивая «и труд, и собственность, и время земледельца».

«Деревня» как

бы отвергает идеал сентименталистов - сельскую идиллию. Начавшись

созерцательно-элегическим размышлением, постепенно приобретая негодующие

интонации,

стихотворение заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного

трибуна - «друга

человечества»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Поражение

декабристов на С

енатской площади отозвалось и на судьбе Пушкина.

В процессе следствия над декабристами обнаружилось огромное влияние его

вольнолюбивой поэзии на молодежь. 12 апреля 1826 года Жуковский уведомлял

поэта, находившегося

в ссылке в Михайловском

: «Ты ни в чем не замешан - это правда. Но в бумагах каждого из действовавших

находятся стихи твои... не просись в Петербург. Еще не время

».

Николай

I, признавая талант и

влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его

. Он решил превратить михайловского изгнанника

в придворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Мос

кву, где происходила коронация. 8 сентября 1826 года

поэт прибыл туда

и в тот же день «самым

любезным образом»

был принят Николаем I

. Царь сказал ему:

«Ты меня ненавидишь за то, что я раздавил ту партию, к которой ты принадлежал,

но верь мне, я также

люблю Россию, я не

враг русскому народу, я ему желаю свободы, но ему нужно сперва укрепиться

». На вопрос

самодержца: «Что

сделали бы вы, если бы 14 декабря были в

Петербурге?»

- поэт не колеблясь ответил

: «Стал бы в ряды

мятежников»

.

Пушкин оставался

верным вольномыслию.

Поражение декабристов

укрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвало

преданности самой свободе

. Пушкин оценивал

свою революционную поэзию как важный вклад в дело освободительной борьбы

русского народа. В

стихотворении

«Арион» (1827) он говорит о себе как об одном из пловцов на корабле

декабристов, воодушевляющем их в их опасном плаванье

:

...Иные парус напрягали,

Другие дружно напрягали

В глубь мощны веслы...

...А я - беспечной веры полн, -

Пловцам я пел...

Он признается в верности

свободомыслию: «Я

гимны прежние пою».

Поэт открыто и смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения. Его

послание,

направленное в 1827

году в «каторжные норы» Сибири, исполнено вер

ы в торжество свободы

:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Понимание сущности

и назначения поэта Пушкин связывал с идеями свободы. 13 июля 1826 года казнили

руководителей

декабристского

восстания, а 24 июля

он замыслил стихотворную декларацию «Пророк»

.

В этом стихотворении

Пушкин «

в образной, аллегорической форме рассказал, как после мучительного кризиса нов

ое устремление

, новая задача его поэзии

, мобилизация новых скрытых в нем поэтических сил

спасла его и воскресила его душу

» (9

, с.142). В

стихотворении

«Пророк» Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта -

пророк, вместо музы - посланник бога, шестикрылый серафим.

В торжественном стиле библейского сказания выдержано все стихотворение

«Пророк»

В первых ст

роках Пушкин говорит о

той душевной опустошенности, которая так

мучила его в годы

«кризиса»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился.

Далее рассказывается

о чудесном преображении всех чувств и

способностей пророка, которое совершает посланец бога - шестикрылый серафим, и о

новой задаче, новой миссии преображенного, обновленного душой и телом пророка.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой...

«Жало мудрыя змеи»

- этот образ понадобился Пушкину для того, чтобы показать каким тонким,

необычайно гибким, умным должен быть язык поэта, желающего превратить

в человеческое слово

те тончайшие оттенки жизненных явлений, которые он наблюдает, подмечает, те

глубокие, мудрые обобщения, которые он создает на основе этих наблюдений

» (9

, с.145).

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Без громадной

интенсивности чувств,

«жара сердца»

невозможна подлинная поэзия. Поэту-реалисту это особенно необходимо. Только

очень высокий накал чувства может переплавить

обыденную,

«прозаическую жизнь

» в чистое поэтическое

золото...

Преображение

пророка совершено. Теперь он все видит,

все слышит, его язык стал мудрым и утонченным, вместо трепетного сердца в груди

его уголь, пылающий огнем. Кажется, что сейчас и начнется выполнение его новой

миссии. Но у Пушкина мы читаем в следующей строке:

Как труп в пустыне я лежал.

Почему «как труп»?

Чего не хватало поэту, уже одаренному таким совершенным аппаратом восприятия и

выражения?

«Пушкин знал, что

одной острой

наблюдательности и уменья поэтически рассказать о том, что

видишь, недост

аточно

для настоящего, большого искусства

. Это мертвое фотографирование, натурализм, а не реализм. Нужно какое-то

активное отношение к наблюдаемому, уменье оценивать его с

определенной точки зрения, нужна

глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта.

.. Эту-то большую

идею, подлинную душу поэта, свою

«божественную волю» вкладывает в пророка-поэта

Бог. Так завершается

его преображение. Поэт готов для своей миссии

» (9

, с.

146).

Как труп в пустыне я лежал.

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

«Поэт, провозглашает

Пушкин,

- избранник, учитель и провидец

, призванный на гражданское служение. Его задача - просветительская, вещим,

мудрым словом зажигать сердца людей

, поднимать их на борьбу за правду и свободу» (

11, с. 234).

В конце 20-х -

начале 30-х годов

определился разлад Пушкина с литературной критикой

. М

ногие из современников продолжали смотреть на Пушкина как на романтического

поэта. Простота пушкинского стиля казалась им падением таланта поэта. Гений

Пушкина перерос его время

. Пушкин был раздражен несправедливостью большинства своих критиков, не

понимавших задач развития русской литературы, и не желал идти навстречу

требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе

верноподданнической

морали.

В стихотворениях

«Поэт»

(1827), «

Поэт и толпа»

(1828), «Поэту»

(1830)

Пушкин провозглашает идею

свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами

светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.

Защищая свою независимость

от посягательств правящей клики

превратить его в

придворного поэта, в

простого иллюстратора официозных моральных нравоучений, в служителя

практических задач, определяемых потребностями царизма

, Пушкин провозглашает

творческий процесс божественным откровением

, наитием

(«Поэт»

, «Поэту»), а поэзию - чуждой мелочей текущей повседневности и

грубого утилитаризма (

«Поэт и толпа»

).

В стихотворении

«Поэт и толпа»

поэт с негодованием отвергает

«требования

» толпы, «тупой черни»

:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Поэт на это отвечает:

Подите прочь - какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!..

Поэт отвергает

предлагаемую им задачу - разоблачать людские пороки, быть воспитателем людей,

указывать им правильный путь

. Как отмечает С. Бонди, слова

«Глаголом жги сердца людей!» имеют для

Пушкина совершенно

иной смысл. В

едь и в стихотворении «Поэт и толпа» действие поэзии определяется

почти теми же словами.

Толпа упрекает поэта:

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?..

В «Пророке»

поэт «жжет сердца», в стихотворении «Поэт и толпа

» - волнует и

мучит. В обоих произведениях речь идет об одной и той же задаче поэзии.

«Новая задача Пушкина (с 1825 г.) в том, чтобы с максимальной глубиной и

тонкостью проникать в

действительность и со всей точность

ю рассказывать о ней

такой,

какая она есть, не

прикрашивая, не

приспосабливая ее образы... к той или иной своей концепции - пессимистической

или оптимистической... он должен был рассказывать правду такую, какую он видел.

Не для того, чтобы кого-то разоблачить..., не для того, чтобы научить кого-то

правильной жизни... Он чувствовал... свое великое призвание в том

, что он несравненно

глубже других видит подлинную действительность в ее особенностях, что о

н умеет подмечать в ней новое, еще не замеченное, что он умеет безошибочно

выбрать в хаосе

жизненных впечатлений

объективно существенное, выражающее главную, самую важную черту данно

го явления, - и создать на основе этих наблюдений важные обобщения

» (9

, с. 149 -150).

В стихотворениях

«Поэт»,

«Поэту», «Поэт и толпа»

Пушкин защищал

свободное искусство, подчиненное не

дидактическим задачам, навязываемым поэту извне, со стороны, царской властью, а

высоким целям, осознаваемым самим поэтом.

Пушкин не оставил ни

одного стихотворения,

практически воплощающего теорию «чистого искусства», и все его творчество

служит непререкаемым свидетельством и защитой высокой гражданственности

искусства.

Теме поэзии

посвящено стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»

(1824). Здесь в роли «демона», «вливающего хладный яд» в душу поэта, выступает

книгопродавец. Он - пошляк, обыватель, он ценит поэзию только с точки зрения

дохода. О самой поэзии книгопродавец отзывается в высшей степени

пренебрежительно:

Стишки для вас одна забава,

Немножко стоит вам присесть

...

Стишки любимца муз и граций

Мы в миг рублями заменим

И в пучок наличных ассигнаций

Листочки ваши обратим...

Книгопродавец тщетно уговаривает поэта писать ради славы - поэт ею гнушается,

ради успеха у женщин - поэт их призирает, ради любви - поэт знает только

неразделенную любовь... Если не считать недостижимого идеала любви, у поэта

остается незыблемым только один романтический идеал - свобода.

Высокую оценку

своей роли как поэта освободительного движения Пушкин сохранил до самой смерти.

В стихотворении

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

, написанном

за полгода до смерти, Пушкин, говоря о бессмертии

, ожидающем его

поэзию, и о народной

любви к ней в грядущем, - вспоминает революционные стихи своей молодости:

... И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

Пушкин убежден в том, что его поэзия

, всегда внутренне независимая, руководствовавшаяся самыми высшими требованиями

своего назначения, пробуждавшая добрые, гуманные, истин

но чело

веческие чувства и славящая свободу найдет отзыв в сердцах благородных

почитателей и к ней

«не зарастет народная тропа»

.

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Здесь прямо

говорится о неразрывной связи поэта с широким читателем, о свободном,

«непокорном» характере его творчества, о том, что историческая слава Пушкина

гораздо выше

(«вознесся выше он»

) славы его тезки -

императора Александра

I. Пушкин пишет:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Это значит, что

, пока будет

существовать в мире поэзия

,

слава Пушкина будет жить...

В поэзии Пушкина и

Рылеева отразились

лучшие, благороднейшие черты

истинного поэта-гражданина

: его свободолюбие, гуманность,

его уважение к

культуре и просвещению, его неутомимое стремление к социальной правде

. Рылеев и

Пушкин являются

величайшими

провозвестниками

идеала свободного, гармоничного человека, идеала, который впервые в истории

осуществляется в нашем обществе.

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы, -

писал

Пушкин в самом начале

своей творческой деятельности

,

и всю жизнь он

оставался верен своему юношескому призыву

. Поэзия

Рылеева и

Пушкина

дорога

нам страстной любовью к отчизне, воодушевлявшей все

их творчество

. Своими произведениями

они утвержда

ют чувство любви и

уважения к личности человека, веру в могучею силу его разума, все те чувства

добрые, которые глушились и подавлялись в жестокий век

самодержавия.

Гражданская поэзия Рылеева и Пушкина оказала

значительное влияние на

русских поэтов и общественных деятелей. Продолжая традиции

Рылеева,

поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии.

В своих стихах они с большей поэтической силой говорили о

революционизирующей роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном

произведении. В лирике и поэмах они показали образ положительного героя,

который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия.

Наследие декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.В. Шелгунов помещает

стихотворение

Рылеева «Гражданин

» в своей прокламации

«К молодому поколению»

. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими

прославленными словами:

«Поэтом можешь ты не быть, но

гражданином быть обязан»

- и пишет поэму о декабристах

.

Именно в

вольнолюбии, в гражданственности, в защите прав угнетенного человека

состоит величие

исторического дела

Рылеева и Пушкина, их поэтического подвига.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декабристы. Антология в 2-х т. Сост. В. Орлов. Л., 1975.

2. Поэзия декабристов. Л., 1950 («Библиотека поэта», большая серия).

3. Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. М., 1985.

4. Рылеев К. Ф. Думы. Поэмы. Стихотворения. Проза. М., 1988.

5. Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М. - Л., 1961.

6.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Избранные статьи. Л., 1975.

7. Бестужев Н. А. Статьи и письма. М. - Л., 1933.

8. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.

9. Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.

10. Воспоминания Бестужевых. М.- Л., 1951.

11. Петров С. М. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. М.,1973.

12. Пигарев К. Жизнь Рылеева. М.. 1947.

13. Пушкин в воспоминаниях современников. Л., 1950.

14. Рудый В. А.. К.Ф. Рылеев. Л.,1979.

15. Светлое имя Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М.,1988.

16. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959.

17. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968.

18. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М.,1955.

План реферата «Поэт и поэзия в обществе

в творчестве Рылеева и Пушкина»

I.

Русская литература

XIX века и ее связь с

общественным движением.

1) Народность и патриотизм – характерные черты русской литературы.

2) Влияние войны 1812 года на русскую литературу.

3)

Гражданский романтизм

– одно

из ведущих направлений русской литературы

первой четверти XIX

века.

4) Образование тайных обществ и литературный процесс.

II. Гражданственность поэзии Рылеева.

-

1) Судьба Рылеева.

2)

Взгляды Рылеева на задачи искусства (поэт как борец, искусство как трибуна

агитатора).

3) Образ поэта в произведениях Рылеева («Я не поэт, а Гражданин»).

4)

Проявление гражданского патриотизма Рылеева в стихотворениях «К временщику

», «Гражданин».

5) Тема «великого самопожертвования» в «Исповеди Наливайки».

6) Гражданско-героический романтизм «Дум».

7) Поэма «Войнаровский» (тема борьбы за свободу, самопожертвования).

8) Агитационные песни.

9)

Роль творчества Рылеева в формировании традиций гражданственности в русской

литературе.

III. Гражданственность поэзии Пушкина.

1)

Пушкин –

пропагандист идей

декабризма. Вольнолюбивые стихотворения

, написанные в петербургский период (

«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»)

.

2)

Верность идеям декабристов после

поражения восстания

(«Арион», «Во глубине

сибирских руд»).

3)

Стихотворение «Пророк»

как программное

произведение,

посвященное назначению поэта и поэзии.

4)

Идеал свободного и независимого поэта в стихотворениях «Поэт», «Поэту

», «Поэт и толпа».

5) «Памятник» – поэтический итог творчества Пушкина.

IV.

Значение гражданской

поэзии Пушкина и Рылеева для русской литературы.


© 2010 Рефераты