Сочинение: Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь
Сочинение: Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь
Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает
талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться,
переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над
судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого
гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его
внутренний мир.
Именно в поэме «Мертвые души», автор поставил самые больные и злободневные
вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя,
обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную
разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее ужас». Я согласен с А.
И. Герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать; не ревизские мертвые
души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их
встречаем на каждом шагу». Кто же эти герои, о которых говорил великий
критик?
В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике
нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность.
Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. Чичиков наносит
визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову. Этот помещик чем-то
мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя воспитанным, благородным и
весьма образованным. Однако, заглянем к нему в кабинет. Что же мы там увидим?
Запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на четырнадцатой странице,
везде кучки пепла, пыль, беспорядок. Манилов самозабвенно мечтает о
«благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих
усовершенствований. Но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. И
мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов,
проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать
бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. От одной главы к другой
нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу
усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. Собакевич, по выражению
Гоголя, «чертов кулак». Безудержная страсть к обогащению толкает его на
хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и
заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит
денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа мертвых душ его совсем не
удивляет. Его интересует только то, сколько он за них получит.
Еще одним представителем помещиков является Ноздрев. Это непоседа, герой
ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном
состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной», среди
большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это
говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.
Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. Она имеет хорошенькую деревню,
у нее полон двор всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком,
картофелем», есть яблони и другие фруктовые деревья. Коробочка не видит
ничего дальше своего носа. Все новое пугает ее. Это типичная
представительница мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное
хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.
Полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств характерны для
Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда окрестил его «прорехой на
человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права.
Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только
завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот человек несет в себе
наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.. Когда-то Плюшкин
был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Но все пошло
прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителем и
полновластным владетелем своих сокровищ. Постоянное одиночество усилило его
подозрительность и скупость. Он опускался все ниже и ниже, пока не
превратился в «прореху на человечестве». Из-за чего же это произошло? Я
думаю, что здесь действовали не только случайности, но и условия жизни.
Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в
тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные.
Гоголевская сатира адресована противоречиям самой действительности.
Деградирующие сословия общества четко очерчены в разных группах персонажей:
уездное дворянство, губернское чиновничество и дворянство, предприниматели
нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное чиновничество и
дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее художественное мастерство, находит
остроумные приемы разоблачения «антигероев»: говорящие детали внешнего облика
героя, соотнесение его с определенным типом человека. Меня поражает
гоголевская способность вложить в уста тупых обывателей разоблачительные
речи. Сами же они даже не подозревают о том, что обычные и привычные их
разглагольствования обнаруживают прежде всего их грубость и беспросветную
глупость. В поэме даже обычные предметы быта выполняют резко обличительную
функцию. Раздумья писателя обращены к общим процессам действительности. Он
подчеркивает страшную путаницу, бесперспективность общественных начинаний.
Именно так воспринимается оценка работы совета, «где постоянно было заметно
отсутствия одной вещи, которую в простонародье называют толком». Полное
отсутствие толка - так открыто названа ведущая черта бессмысленной
деятельности власть имущих.
С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, режиму
николаевской реакции, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина,
плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные явления. Поэма
потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание русского народа.
|