Рефераты

Сочинение: Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь

Сочинение: Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь

Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает

талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться,

переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над

судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого

гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его

внутренний мир.

Именно в поэме «Мертвые души», автор поставил самые больные и злободневные

вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя,

обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную

разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее ужас». Я согласен с А.

И. Герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать; не ревизские мертвые

души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их

встречаем на каждом шагу». Кто же эти герои, о которых говорил великий

критик?

В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике

нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность.

Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. Чичиков наносит

визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову. Этот помещик чем-то

мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя воспитанным, благородным и

весьма образованным. Однако, заглянем к нему в кабинет. Что же мы там увидим?

Запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на четырнадцатой странице,

везде кучки пепла, пыль, беспорядок. Манилов самозабвенно мечтает о

«благополучии дружеской жизни», строит фантастические планы будущих

усовершенствований. Но это пустой фразер; у него слова расходятся с делом. И

мы видим, что в описании хозяев поместий, их увлечений и интересов,

проявляется способность автора несколькими деталями обстановки показать

бездуховность и мелочность стремлений, пустоту души. От одной главы к другой

нарастает обличительно-сатирический пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу

усиливается ощущение омертвения помещичьих душ. Собакевич, по выражению

Гоголя, «чертов кулак». Безудержная страсть к обогащению толкает его на

хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые средства наживы. Это-то и

заставляет его активно применять новшества: в своем поместье он вводит

денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа мертвых душ его совсем не

удивляет. Его интересует только то, сколько он за них получит.

Еще одним представителем помещиков является Ноздрев. Это непоседа, герой

ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В отличном

состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной», среди

большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же пропивает. Это

говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. Она имеет хорошенькую деревню,

у нее полон двор всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком,

картофелем», есть яблони и другие фруктовые деревья. Коробочка не видит

ничего дальше своего носа. Все новое пугает ее. Это типичная

представительница мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное

хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.

Полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств характерны для

Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда окрестил его «прорехой на

человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права.

Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь Плюшкин не только

завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот человек несет в себе

наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.. Когда-то Плюшкин

был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской зоркости. Но все пошло

прахом: развалилась его семья и он остался единственным хранителем и

полновластным владетелем своих сокровищ. Постоянное одиночество усилило его

подозрительность и скупость. Он опускался все ниже и ниже, пока не

превратился в «прореху на человечестве». Из-за чего же это произошло? Я

думаю, что здесь действовали не только случайности, но и условия жизни.

Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник, всех людей переморил голодом, что в

тюрьме колодники лучше живут, чем его крепостные.

Гоголевская сатира адресована противоречиям самой действительности.

Деградирующие сословия общества четко очерчены в разных группах персонажей:

уездное дворянство, губернское чиновничество и дворянство, предприниматели

нового типа, дворовые, слуги, крестьяне, столичное чиновничество и

дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее художественное мастерство, находит

остроумные приемы разоблачения «антигероев»: говорящие детали внешнего облика

героя, соотнесение его с определенным типом человека. Меня поражает

гоголевская способность вложить в уста тупых обывателей разоблачительные

речи. Сами же они даже не подозревают о том, что обычные и привычные их

разглагольствования обнаруживают прежде всего их грубость и беспросветную

глупость. В поэме даже обычные предметы быта выполняют резко обличительную

функцию. Раздумья писателя обращены к общим процессам действительности. Он

подчеркивает страшную путаницу, бесперспективность общественных начинаний.

Именно так воспринимается оценка работы совета, «где постоянно было заметно

отсутствия одной вещи, которую в простонародье называют толком». Полное

отсутствие толка - так открыто названа ведущая черта бессмысленной

деятельности власть имущих.

С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, режиму

николаевской реакции, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина,

плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные явления. Поэма

потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание русского народа.


© 2010 Рефераты