Рефераты

Сочинение: Пьеса Горького На дне

Сочинение: Пьеса Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького “На дне”

Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы

вдруг задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение,

что оно дало нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и

теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь.

Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много

общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.

“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на

заре ХХ века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому

его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека,

рождало такие изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что

принижало человека, против всех “свинцовых мерзостей жизни”.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством

показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И

тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в

омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли

даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не

хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться,

преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха

быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки

вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и

личных проблем.

Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы.

Здесь свои “короли” и под- властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева

и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от

царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо

обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу!

Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на

преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в

страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно

спивается Актер. Они уже не поднимутся.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна

страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в

свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что

вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким

чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,

выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не

смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого

искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь

ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда,

оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не

показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в

результате мы видим его падшим крайне низко: “Никогда уже он не выберется

отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие

высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли

недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали

крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека,

сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный

политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей

“на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока

несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и

свободы потому уже, что он Человек !

Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда

призываем “милость к падшим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не

только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого

ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к

вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.


© 2010 Рефераты