Рефераты

Сочинение: Островский

Сочинение: Островский

Александр Николаевич Островский

( 1823-1886)

Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в

Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего

драматурга, образованный и умелый судебный чиновник , а затем - известный в

московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток;

поднимаясь по служебной лестнице , получил права потомственного дворянина,

стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части

.

Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства

пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками, хорошо

знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и в 1840

году поступил на юридический факультет Московского университета. Но карьера

юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он

старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о

литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи

и рассказы.

Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет

по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург

насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в

судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.

Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили и

веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая православная

вера не до конца объединяла их с образованными. В русской земле словно

существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг для друга мира.

Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно разрушаться.

Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв, восстановить не

столько государственное - оно-то было ! - сколько духовного и культурное

единство русского народа. А простые, верные старинному укладу люди с

развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с современным им

государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения имущественных и

наследственных споров , в разных учреждений получать разрешения на промысел и

торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и обирали. Поэтому самые

сметливые стали учить своих детей, начали приспосабливаться к

«европеизированной» жизни. Но на первых порах часто принимали за

образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые

властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных конфликтов

молодого Островского, да еще таких , где смешное переплетено с грустным: ведь

причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых

и угнетенных.

Его всероссийская известность началась со второй комедии - «Свои люди

сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей

после публикации в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были

запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался

одиннадцать лет.

Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии

Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важным

общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных

, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная

речь. И у каждой из них - не простой, заставляющий задуматься конец.

После того: как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была создана столь

безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных,

способных противостоять безнравственности и жестокости современных

отношений. Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности.

Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии «Не свои

сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене ) и

«Бедность не порок» (1954).

В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего

Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество.

Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его пьес.

Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский

показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость

свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное

отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов,

нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини,

возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма Островского

как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической

эпохи.

В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин. Но такой,

который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например в комедии

«На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-

разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои «Леса» - двое из

дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица, проматывающая

имение с любовниками, и ее племянник актер.

В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается

женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного

героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто

полностью поглощает борьба за материальный успех. В конце своего творческого

пути он написал драму «Богатые невесты»ю Но самая прославленная пьеса

Островского о судьбе: как тогда выражались, « девушки на выданье» -

«Бесприданница» (1878 г)

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный

памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал стихотворную комедию

«Комик 17 столетия»о рождении первого русского театра. Но гораздо более

известны пьесы Островского о современном ему театре - «Таланты и поклонники»

(1981) и «Без вины виноватые» (1983). Здесь он показал как заманчива и трудна

жизнь актеров .

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый

репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор

остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его

пьес.

Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в

костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах

России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало затронутые

современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную

русскую речь.


© 2010 Рефераты