Рефераты

Сочинение: Основные мотивы в лирике Лермонтова

Сочинение: Основные мотивы в лирике Лермонтова

Основные мотивы в лирике Лермонтова.

Где не погибло слово,

там и дело еще не погибло.

Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания

декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской

реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время,

поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того,

что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении

«Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.

В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о

поколении 30х годов:

Печально и гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и

поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии

декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади

примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.

Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо

бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт

говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни

прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается

убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица

прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским

режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Мне

представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению

гражданской совести у своего поколения.

Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося человека

ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и отражена

трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию.

Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.

Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт

намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар ?

Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор . Они - это придворная знать ,

продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале Лермонтов

только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях . Во второй

части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина .

Его погубили « надменные потомки известной подлостью прославленных отцов » .

В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати ,

оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами .

Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и открыто заклеймил

высокопоставленных преступников . С тех пор всем , кому дорого русское слово

, стало известно имя Лермонтова , преемника традиций Пушкина . Стихотворению

« Смерть поэта » очень близко по теме и настроению другое - « Как часто

пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов

завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя одиноко среди них .

Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает душой . Стихотворение

волнует нас не только потому , что в нем обличается высший свет . Нас пленит

духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .

Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина -

предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних творениях

поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В Стихотворении «

Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую гибель

самодержавия : « .царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос : что

принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не

процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :

Когда детей , когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон .

Россия представлялась поэту как « страна рабов , страна господ » . Ненависть

и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай , немытая Россия

. » Это , по - моему , одно из самых громких и ярких заявлений Лермонтова . В

этом произведении прозвучало оскорбительно - дерзкое , и вместе с тем

проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны - « немытая

Россия » . Такого русская литература еще не произносила ! Лермонтов ,

свободный и гордый человек , не может жить в « стране рабов , стране господ »

, быть под постоянным надзором властей . И в то же время , он ненавидит

Россию безропотную , покорную , где царят беззаконие и произвол . Любит

Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы . Однако , мне кажется что

в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях

и чувствах , которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит

стихотворение « Родина » . Реакционные писатели прославляли самодержавную и

крепостническую Россию . Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт

признает его ложным . Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине

странной . В чем же заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном

отношении к родине . Мы видим признаки сельского пейзажа со следами

крестьянского труда и быта . Поэт любуется полным гумном , избами с резными

ставнями на окнах . А вот так называемый официальный патриотизм его не

трогает . Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои

крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным

. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к

борьбе за свободу и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи

согреты чувством великой любви к народу .

Все таки , я думаю , Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы одиночества

находят воплощение в ряде основных образов его лирики : одинокий парус ,

одинокая сосна , одинокая пальма , одинокий утес . Поэт безнадежно одинок .

Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми . Разлад между мечтой

и действительностью проникает и в прекрасное чувство - любовь . В его

любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной любви . Она приносит не

радость и счастье , а грусть и страдания . Лермонтов грустит , причем

искренне , о том , что в жизни все так ничтожно . Да и сама жизнь - пустая и

глупая шутка . Как ни странно , ощущение постоянного одиночества не отрывает

поэта от жизни , не уводит его в мир мечтаний и грез . Полагаю ,

стихотворение « Выхожу один я на дорогу » принадлежит к лучшим его творениям

. Вместе с автором мы видим величие ночи , очарование торжественной тишины и

покоя . Это гимн красоте гармонии природы , которая не знает противоречий .

Далее , от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу , в

котором бушуют страсти и душевный тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта

в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека . Лермонтов

- глубокий и тонкий психолог , который чутко раскрывает психологию своих

героев , их мгновенные настроения и переживания .

Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо иметь

хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком , однако , в

своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как истинно

русский человек , как гражданин - патриот , он не мог не любить своей истории

. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество , стараясь

найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны .

Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет стихотворения , в которых слышится

тоска о нравственной силе ушедших поколений .

В « Бородине » впервые в русской истории , историческое событие было увидено

глазами русского народа , Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и

основным ее участником - русским солдатом , от имени которого говорит

Лермонтов . Читая , живо представляешь себе простого русского солдата :

Забил заряд я в пушку туго

И думал : угощу я друга !

Постой-ка , брат , мусью !

Что тут хитрить , пожалуй к бою ;

Уж мы пойдем ломить стеною ,

Уж постоим мы головою

За родину свою .

« Бородино » - глубоко русское произведение . В нем автор воскресил великие

понятия родины и народа , чести и долга в их первоначальном значении . Мы

всегда останемся благодарны поэту за то , что в скорбные дни национальной

трагедии , когда пол - России топтали сапоги немецких оккупантов , его строки

будили в нас чувство долга . Тогда все войска оборонявшие Москву , повторяли

крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за нами ? Умремте ж под Москвой. »

В литературном наследии Лермонтова немало произведений , посвященных русской

истории . Поэма « Последний сын вольности » - это красочный рассказ о жизни

новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность . В поэме « Боярин

Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .

Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства ,

свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он говорит в

песне про купца Калашникова . Автор уходит в глубину веков и создает

жизненную правдоподобную ситуацию , которая требует от главного героя

свершения подвига во имя чести и долга . Мне кажется , что обращение

Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной гордости

за дела своих предков , желанием пробудить у современников интерес к славным

страницам русской истории , и тем самым поднять их гражданский дух в мрачные

годы николаевской реакции . И я согласен со словами В . Г . Белинского ,

сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее , чтобы оно объяснило

ему настоящее и намекнуло о будущем » .

М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о

назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу»,

«Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и

поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них -отношение

поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе.

В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с

миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель»,

«Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную

программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи с общественными

условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» ведется разговор

трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Я

считаю, что центральной фигурой этого стихотворения, отражающей точку зрения

автора, является читатель, требующий от поэта правды и силы. Читатель задает

твердый и жесткий вопрос, обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда

же,

Расставшись с сложной мишурой,

Мысль обретет язык простой,

И страсти голос благородный?

В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном значении

поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном

стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Такое

различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием эпох, в

которых они формировались. Пушкин - в период патриотического подъема

Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной

николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю

тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье

Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не

верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от

своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да

тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что

это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого,

отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов,

предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого

назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми,

равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов

определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом

государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.


© 2010 Рефераты