Рефераты

Сочинение: Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде

Сочинение: Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде».

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных страданий.

Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он

переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.

На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" - редкий случай, когда цензура в

чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее

запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А

Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты

под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно

"одухотворенного" образа города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло

бы сильно потерять в художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать

к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого

существа, настроение которого отражается в явлениях природы.

Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно сказать, что он

плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами

то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и

одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц

оказывается для человека губительной. Он старается сделать все, чтобы досадить

человеку : летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Этой

череде выражений гнева, горя, ужаса и страха Некрасов противопоставляет

спокойное, умиротворенное описание сельской идиллии:

Солнце, воздух, цветов аромат -

Это всех поколений наследство.

Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это

стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения, пронизано

довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий не в самом

народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением своих обитателей,

тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам собой.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько

страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против

бедных.

Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы.

Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о Петербурге

времен Петра - городе молодом и прекрасном. Не подходит этот образ и

Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до восстановления в

правах столицы "Москвой купеческой", всегда хранил дух возвышенной

интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом роскоши и нищеты,

этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город становится врагом бедняков не

по своей воле и даже не по воле богачей. Суть гораздо глубже - в самом

человеке. Ведь даже во времена Некрасова был сильный поток людей из деревни в

город, а особенно в столицу. Столица - это не просто сосредоточение дворцов и

галерей, как поначалу кажется приезжему. Это центр человеческой жизни, деловой

и социальной, это отражение иерархии человеческого общества, его неотъемлемая

часть. Даже если всех людей переселить из Столицы, мне кажется, что на новом

месте люди выстроят себе новую столицу, потому что стремление к иерархии, к

борьбе, к власти - неотъемлемая часть человеческой природы.


© 2010 Рефераты