Сочинение: Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Сочинение: Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Образ народа в поэме «Мертвые души».
Поэма «Мертвые души» в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место.
Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и
недостатки.
Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их
мир описан очень образно. На мой взгляд, он разделяется на несколько
составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и
характеризующий его мирок крестьян. Сами крестьяне не описаны, но мы можем
судить о них по их жилищам. У Манилова, например, «темнели вдоль и поперек
серенькие бревенчатые избы». У Коробочки были уже другие избы, «которые хотя
были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали
довольство обитателей». Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления
– мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть – «плохо скроенными, да
крепко сшитыми». Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми,
обветшалыми, практически ненужными.
Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый – это сильно
отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от
своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка. Также на
страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного – так называемого
«центрального» мира крестьян, представленного в конкретных ситуациях.
Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или
бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира
«живых». С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов
главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего
своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших
глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне – собственность помещика,
умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с
жизненными принципами мещанина. Следующие напоминания о данном мире
показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как «мир
живых», ушедших из «мира мертвых».
Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно
вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не
часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с
развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома
описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь «с
бойкой и необгонимой тройкой», несущейся вперед. В продолжение всего
повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее
деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно
униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира
начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические
возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор
отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность. Но, с
другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и
возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны
более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в
самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие
колоритные представители «центрального» мира, показанные в поэме, – два
мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию,
но их речь все-таки хромает. Самым красочным персонажем среди крестьян, на
мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил «претолстое
бревно . подобно неутомимому муравью, к себе в избу». Он выражает собой всю
размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его
устами «метко сказанное русское слово».
Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является
рассуждение о судьбе Руси. Сравнивая ее «необъятные просторы» с неисчислимыми
духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду:
«Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без
конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и
пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою
отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у!
Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! – Русь!»
|