Рефераты

Сочинение: Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Сочинение: Образ народа в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

Образ народа в поэме «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души» в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место.

Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и

недостатки.

Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их

мир описан очень образно. На мой взгляд, он разделяется на несколько

составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и

характеризующий его мирок крестьян. Сами крестьяне не описаны, но мы можем

судить о них по их жилищам. У Манилова, например, «темнели вдоль и поперек

серенькие бревенчатые избы». У Коробочки были уже другие избы, «которые хотя

были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали

довольство обитателей». Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления

– мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть – «плохо скроенными, да

крепко сшитыми». Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми,

обветшалыми, практически ненужными.

Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый – это сильно

отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от

своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка. Также на

страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного – так называемого

«центрального» мира крестьян, представленного в конкретных ситуациях.

Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или

бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира

«живых». С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов

главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего

своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших

глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне – собственность помещика,

умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с

жизненными принципами мещанина. Следующие напоминания о данном мире

показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как «мир

живых», ушедших из «мира мертвых».

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно

вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не

часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с

развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома

описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь «с

бойкой и необгонимой тройкой», несущейся вперед. В продолжение всего

повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее

деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно

униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира

начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические

возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор

отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность. Но, с

другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и

возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны

более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в

самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие

колоритные представители «центрального» мира, показанные в поэме, – два

мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию,

но их речь все-таки хромает. Самым красочным персонажем среди крестьян, на

мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил «претолстое

бревно . подобно неутомимому муравью, к себе в избу». Он выражает собой всю

размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его

устами «метко сказанное русское слово».

Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является

рассуждение о судьбе Руси. Сравнивая ее «необъятные просторы» с неисчислимыми

духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду:

«Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без

конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и

пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою

отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у!

Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! – Русь!»


© 2010 Рефераты