Рефераты

Сочинение: Образ Базарова

Сочинение: Образ Базарова

Образ Базарова

Личность Ба­зарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее

почти нет вовсе родственных ей элементов.

Д.И. Писарев

Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная,

дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и

все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в

преддверии будущего.

И.С. Тургенев

Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" вызвал настоящий шквал

критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение

Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что

представители аристократии, потомственные дворяне изображены ирониче­ски, что

"плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказыва­ется выше их.

Демократы же восприняли главного героя романа как злую паро­дию. Критик

Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", даже назвал База­рова

"асмодеем нашего времени". Все эти факты говорят в пользу И.С. Турге­нева. Как

настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появ­ление нового

типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.

Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности,

вопрос о характере и роли "нового чело­века", деятеля в период революционной

ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ,

убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший

школу труда и лишений, само­стоятельно мыслящий и независимый. Именно таков

главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Базаров.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его

назва­нии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны,

это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой, -

конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы:

либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от

того, к какой из со­циально-политических группировок мы можем их отнести. Но

дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей",

лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном

лагере.

Базаров стал выразителем идей революционной демократии, противопоставленных в

романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в

композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в ос­тальных

он главное действующее лицо. Все основные лица романа группиру­ются вокруг

него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче от­теняют те или

иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу,

свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристокра­тов.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством.

Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек

труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с

"барчуками проклятыми" его облик раскрывается полностью. В романе широко

используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу,

аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность,

воля и целеустремленность Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с

его мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров - гость, разительно

отличающийся от хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он

расходится в главном - в представ­лениях о жизни, хотя Аркадий – единственный

сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя

назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопо­нимания, дружба не

может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа

наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но

все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение и перестает повторять слепо

за Базаровым нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и

выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в "империи"

Кир­санова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий

сибаритст­вует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по

его "красной обнаженной руке". Да, действительно, он в любой обстановке, в

любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки,

изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение

науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, зна­чит,

Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противополож­ность. Он

ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.

Для него главное - уют и покой, а для Базарова – труд и движение.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в

жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,

постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит мно­гих,

а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров,

понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить

без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу

Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения,

которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи.

Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "от­цов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова,

которые решительно не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, вечно

опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему

покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути

разойдутся.

В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему,

раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петрови­чем -

зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во

взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь,

быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с

Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли

и чувство собственного достоинства.

Ключевыми местами в композиции романа являются сцены споров. Герои Тургенева

раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкно­вениях со

своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни

перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли. Типичен для тогдашней молодежи и

интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карь­ера ученого, ни карьера

врача не явилась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это ти­пично для

романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью.

Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих

ситуациях. Базаров назы­вал любовь "белибердой", презрительно относился к

идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую:

"Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Однако сам, влюбившись, вдруг

почувствовал себя романти­ком, мучимым эмоциями.

В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен,

гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену са­мой сильной,

живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это "грешное,

бунтующее сердце" до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить

Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был

остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безгра­ничных

стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.


© 2010 Рефераты