Рефераты

Сочинение: На дне - философская драма

Сочинение: На дне - философская драма

Пьеса «На дне» как философская драма.

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти

предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной

стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться

на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и ,

возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый

,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский ,

затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями

ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».

Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь,

и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире

отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств-

открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это

три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что

в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого

смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может

изменить: «все так: родятся , поживут и умирают. Чего жалеть?» Мечты для

него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: «у всех людей

души серенькие. все подрумяниться желают».

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и

интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в

возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в

сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для

человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в

будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности,

недаром Сатин говорит, что «. ложь- религия рабов и хозяев. Одних она

поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы

заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к

ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает

в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом ,

конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он

виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников

и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать

жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование

свободы и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать человека! Не

жалеть. не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в

следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить

эту действительность работать на человека. « Всё в человеке , все для

человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его

мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от

большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и

поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : «Человек

свободен, он за все платит сам.».

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить

обстоятельства, а не подстраиваться пл них.


© 2010 Рефераты