Сочинение: Мысль народная в Войне и мире
Сочинение: Мысль народная в Войне и мире
"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после
амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами,
тем больше понимал, что нельзя написать этот роман, не рассказав как о самом
восстании, так и о войне 1812 года. Так замысел романа постепенно
трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. "Война и мир" - это
повествование о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже,
говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль народная".
Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта,
жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов
связывает свою судьбу с судьбой нации. Во второй части эпилога Толстой
говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных
личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался
над тем, что является движущей силой истории. Толстой считал, что это - так
называемое "роевое начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом, и
насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные
исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем,
что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского
народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину,
поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.
Поэтому победа России над Францией была предопределена. Война 1812 года стала
рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея,
который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в
победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь
изгнанию захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для
Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не
отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных
действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для
Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное,
становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к
победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска
(вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой,
внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести
- поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые
рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с
французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе.
Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому
что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды
старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои
романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну
Толстой называет "дубина народной войны"; "Дубина народной войны поднялась со
всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и
правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего,
поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все
нашествие".
|