Рефераты

Сочинение: Куприн

Сочинение: Куприн

Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»

Новый демократический подъём в стране вызывает у Куприна прилив творческих сил,

крепнущее намерение осуществить давно задуманный

замысел - «хватить» по царской армии, этому сосред

оточию тупости, невежества, бесчеловечности. Так накануне первой революции

складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поедин

ок», над которой он начал работать весной 1902 года. Работа над «Поединком»

протекала с наибольшей интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере

революции.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром

непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,

столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой

- герой повести "Поединок" поручик Ромашов.

Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и

столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и

внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой

"Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются

черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов

вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное

лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В начале

повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит себя

"ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды",

представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то

военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра

сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль:

происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением.

Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.

Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с

библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все отчетливее прорисовываются

черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с

окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств,

его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная,

сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки

Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее

человека ради карьеры мужа - этот образ можно назвать в чем-то открытием А.

Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход

которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-

преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от

сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты,

и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и

суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к

самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама

возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения

оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая

достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают

произведение созвучным современному читателю.

В повести «Поединок» Купри

н показал ужасающее состояние бесправной солдатской и оп

устившейся офицер

ской массы. Но на людей более тонкой душевной организации вроде Ромашова служба

производит отталкивающее впечатление именно своей

противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских

обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое

«не хочу!» должно, по мысли юного подпоручика. уничтожить варварский метод -

решать споры между народами силой оружия: «Положим,

завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, а

нгличанам, японцам... И вот уже нет больше

войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие» Ромашова.

Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во

многом автобиографична. Ромашов – «естественный человек», он инстинктивно

сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко

рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.

Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из

его бурных монологов, Куприн демонстративно

идеализирует безнадежно платоническое чувство: «...

сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в...

безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в

недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня

никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и

всю жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной

личности перед нами в окружении жестокого

бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный

со своей жаждой «святого» чувства ущемленный ч

еловек.

Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью

лишь что-то «доказать» окружающим. Он потрясён силой страданий Хлебникова, и

именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого

народа.


© 2010 Рефераты