Рефераты

Сочинение: Композиция романа Горе от ума

Сочинение: Композиция романа Горе от ума

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно

отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и

композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как

классицистическую комедию. А классицизм, как известно, требует соблюдения

нескольких его канонов.

Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии

классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали

сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из

них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и

почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце

пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку

характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно

противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем

основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что

завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с

приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни

Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени

разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в

котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной

интриги.

Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не

единственный.

В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие

любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.

Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и

действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все

действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда

Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его

дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,

Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий.

Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.

На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на

положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это

деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает

безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий

отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже

приблизи- тельно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный.

Да, она совершила низкий поступок, рас –

пуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это

говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество

положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что

ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного

бедного юношу, ради любви к которому готова на все.

Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает

внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о

присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный

романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае

«всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на

сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел

романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие

с «мильоном терзаний» в душе.

Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и

личная драма, и душевные пережива-

ния.

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение

сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от

классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в

XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план,

романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм. Комедия “Горе от

ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие , в

этом ее отличие, в этом ее бессмертие.


© 2010 Рефераты