Сочинение: Композиция романа Горе от ума
Сочинение: Композиция романа Горе от ума
Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно
отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и
композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как
классицистическую комедию. А классицизм, как известно, требует соблюдения
нескольких его канонов.
Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии
классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали
сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из
них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и
почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце
пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку
характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно
противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем
основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что
завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с
приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни
Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени
разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в
котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной
интриги.
Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не
единственный.
В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие
любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.
Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и
действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все
действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда
Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его
дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,
Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий.
Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.
На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на
положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это
деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает
безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий
отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже
приблизи- тельно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный.
Да, она совершила низкий поступок, рас –
пуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это
говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество
положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что
ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного
бедного юношу, ради любви к которому готова на все.
Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает
внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о
присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный
романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае
«всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на
сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел
романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие
с «мильоном терзаний» в душе.
Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и
личная драма, и душевные пережива-
ния.
Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение
сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от
классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в
XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план,
романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм. Комедия “Горе от
ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие , в
этом ее отличие, в этом ее бессмертие.
|