Сочинение: Кавказ в изображении русских классиков
Сочинение: Кавказ в изображении русских классиков
Кавказ.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как
орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали
неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем
деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела
борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за
свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.
Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях,
а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую
красоту горянок, легенды и сказания аулов.
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной
страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его
стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и
дикая природа:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной шумят орлы
И ропщет бор.
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» .
Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены
разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и .., дитя природы,
«дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и
самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния
России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова,
которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что
некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть)
объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
И хладен блеск его очей.
.Чувства, страсти,
В очах навеки догорев,
Таятся, как в пещере лев,
Глубоко в сердце.
Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим
мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С
юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну,
записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской
народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы
принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение
отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и
возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного
позор», мать его лишь « хладно отвернула взор».
Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в
неволе 3-и дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт.
Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы
и страсти:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
И вы, престолы вечные природы.
Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ!
Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его
произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и
«воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся
жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких
станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что
издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе,
праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы,
как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский
пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы
на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к
врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни
перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля-
свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и
погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует
своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую
непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают
осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов,
матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него
противоестественно.
Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин
писал:
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно,
Но не спасла вас наша кровь.
А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: « Жалкий человек.
Чего он хочет?. Небо ясно.
Под небом много места всем;
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он –зачем?
(« Валерик »)
|