Рефераты

Сочинение: Кавказ в изображении русских классиков

Сочинение: Кавказ в изображении русских классиков

Кавказ.

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как

орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали

неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем

деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела

борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за

свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.

Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях,

а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую

красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной

страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его

стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и

дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И ропщет бор.

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» .

Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены

разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и .., дитя природы,

«дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и

самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния

России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова,

которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что

некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть)

объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей.

.Чувства, страсти,

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце.

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим

мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С

юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну,

записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской

народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы

принимал решения об усмирении непокорных горских народов.

Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение

отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и

возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного

позор», мать его лишь « хладно отвернула взор».

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в

неволе 3-и дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы

и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Люблю я Кавказ!

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его

произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и

«воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся

жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких

станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что

издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе,

праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.

Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы,

как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский

пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы

на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к

врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни

перечёркивать гуманные, человеческие отношения.

В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля-

свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и

погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует

своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую

непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают

осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов,

матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него

противоестественно.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин

писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла вас наша кровь.

А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: « Жалкий человек.

Чего он хочет?. Небо ясно.

Под небом много места всем;

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он –зачем?

(« Валерик »)


© 2010 Рефераты