Сочинение: Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад
Сочинение: Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы
неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие пьес
Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее
действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного
быта. Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине,
во внутреннем, как бы скрытом действии.
Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате жизни
писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в вынужденной
продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам. Действие
разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.
Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей
пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его
произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь Андреевна
Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-
Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого, отживающего.
В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски радостной
всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не переживу этой радости.
Шкафчик мой родной. Столик мой». Она возвращается из Франции в
ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишнёвый сад дорог ей как
воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё
детство, чистота моя!», «глядела на сад.счастье просыпалось вместе со
мною.весь, весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в
этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного
поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в её
жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын
Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в
Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня вспоминает об этом:
«Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки. Как я её понимаю.».
Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей открытостью,
добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед
нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом деле,
уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих дочерей, хотя Ане было
только 12 лет. Находясь во Франции, она сорила деньгами, не понимая того, что
в её имении еле сводят концы с концами и «дома людям есть нечего». С другой
стороны смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя.
Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, «мелкому негодяю,
ничтожеству», которого интересуют только деньги, и когда они закончатся, он
бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.
Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. Оставшись на
пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние семьи, но и
довёл имение до полного разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не
понимал этого. Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и,
пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя становится ещё более
смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше трагического, чем
комического, он обращается к нему, как к человеку: «Дорогой, многоуважаемый
шкаф!». Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его «не говорить
лишнего»: «Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев - это
карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными
терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние проел на леденцах»
вызывают у читателя смех. За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя
пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева,
чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина
вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не
понимаете», но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой
этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их
ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению
семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не
привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина.
Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они
опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не
понимают».
Не менее интересен нам ещё один персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-
Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его комические черты: он
съел целую ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов скушал». Если Раневская
мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой
не думают об улучшении благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно
этой проблемой. Для него главная ценность в жизни – это деньги, он уверен,
что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время пытается выпросить их
в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как будет его возвращать. Симеонов-
Пищик настолько же несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет
представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его
земле прошла железная дорога, англичане нашли на его участке белую глину.
Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными
к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить
потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно
отнеслась к продаже. В конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской
особой трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич отправляется
на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго там останется: «Где
тебе! Сиди уж.», а Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой «любви».
Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя
Трофимов говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю.к
труду пока не способно». Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя
труду, имеют право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в
прошлое.
|