Рефераты

Сочинение: Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад

Сочинение: Дворянство в пьесе А.П. Чехова Вишневый сад

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи пьесы

неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие пьес

Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее

действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного

быта. Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине,

во внутреннем, как бы скрытом действии.

Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате жизни

писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в вынужденной

продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам. Действие

разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны Раневской.

Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей

пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его

произведения является тема уходящего мира.

В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь Андреевна

Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис Борисович Симеонов-

Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого, отживающего.

В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски радостной

всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не переживу этой радости.

Шкафчик мой родной. Столик мой». Она возвращается из Франции в

ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишнёвый сад дорог ей как

воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё

детство, чистота моя!», «глядела на сад.счастье просыпалось вместе со

мною.весь, весь белый! О, сад мой!».

Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны протекали в

этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за присяжного

поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию. Потом в её

жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж, семилетний сын

Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь Андреевна уезжает в

Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение. Аня вспоминает об этом:

«Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки. Как я её понимаю.».

Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей открытостью,

добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко меняется. Теперь перед

нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её родных. В самом деле,

уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих дочерей, хотя Ане было

только 12 лет. Находясь во Франции, она сорила деньгами, не понимая того, что

в её имении еле сводят концы с концами и «дома людям есть нечего». С другой

стороны смысл её жизни – любовь, именно поэтому Чехов даёт ей это имя.

Оставив родных, она едет в Париж, к своему любовнику, «мелкому негодяю,

ничтожеству», которого интересуют только деньги, и когда они закончатся, он

бросит Раневскую, и она останется в одиночестве.

Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра. Оставшись на

пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние семьи, но и

довёл имение до полного разорения. Самое страшное то, что он абсолютно не

понимал этого. Гаев радостно встречает сестру после возвращения из Парижа и,

пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах читателя становится ещё более

смешным. В его пафосном обращении к шкафу больше трагического, чем

комического, он обращается к нему, как к человеку: «Дорогой, многоуважаемый

шкаф!». Аня любит его, но, несмотря на это, иногда просит его «не говорить

лишнего»: «Милый дядя, тебе надо молчать, только молчать». Гаев - это

карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные реплики с бильярдными

терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние проел на леденцах»

вызывают у читателя смех. За всеми его красивыми фразами стоит внутренняя

пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно занижает образ Гаева,

чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.

Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению Лопахина

вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы ничего не

понимаете», но их можно понять, потому что они выросли, наслаждаясь красотой

этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать, что вишнёвый сад на их

ответственности и то, что Лопахин предлагает решительные меры к спасению

семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как хозяев сада в том, что они не

привыкли к ответственности, а то, что они не понимают этого – их вина.

Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они

опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не

понимают».

Не менее интересен нам ещё один персонаж пьесы – Борис Борисович Симеонов-

Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его комические черты: он

съел целую ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов скушал». Если Раневская

мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о бильярде и ни тот, ни другой

не думают об улучшении благосостояния семьи, то Симеонов-Пищик занят именно

этой проблемой. Для него главная ценность в жизни – это деньги, он уверен,

что за них всё покупается и продаётся. Пищик всё время пытается выпросить их

в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как будет его возвращать. Симеонов-

Пищик настолько же несамостоятелен, как и Раневская с Гаевым, сам он не имеет

представления о том, как зарабатываются деньги, ему просто повезло: по его

земле прошла железная дорога, англичане нашли на его участке белую глину.

Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе неспособными

к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью не допустить

потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще равнодушно

отнеслась к продаже. В конце произведения мы видим, что для Гаева и Раневской

особой трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид Андреевич отправляется

на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго там останется: «Где

тебе! Сиди уж.», а Любовь Андреевна уезжает в Париж к своей нелепой «любви».

Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире воспоминаний и иллюзий. Петя

Трофимов говорит: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю.к

труду пока не способно». Чехов доказывает, что только люди, посвятившие себя

труду, имеют право на счастье, а потому дворянство неизбежно уходит в

прошлое.


© 2010 Рефераты