Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова
Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова
В монументальном романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой отразил множество
больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски
смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть –
вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями
романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям
романа. Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти
все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в
едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.
Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он
появляется на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны
Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, "толстый, выше
обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками". Большой и
неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и
шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд
юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер,
незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь
на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое
вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет
вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность,
искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит
его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные
разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И,
прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги
о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман "Война и мир" построен в виде
семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной
истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого,
официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя,
ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается
с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его
рода, а общие черты его характера.
Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к
Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь
князя Андрея.
Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует
о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как
вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой
пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем
нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя.
Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной
нравственности: прежде всего суди самого себя.
Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный
Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую
игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в
руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого,
бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий
душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание
изменить свою жизнь.
Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от
своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь
указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера
к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в
новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что
через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же,
что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает
цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи
военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо
участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это
сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого
события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И,
наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной
правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной
правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь
духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его
души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не
подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по
мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
|