Рефераты

Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова

Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова

В монументальном романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой отразил множество

больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски

смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть –

вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями

романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям

романа. Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти

все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в

едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.

Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он

появляется на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны

Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, "толстый, выше

обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками". Большой и

неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и

шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд

юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер,

незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь

на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое

вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет

вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность,

искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит

его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные

разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И,

прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги

о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман "Война и мир" построен в виде

семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной

истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого,

официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя,

ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается

с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его

рода, а общие черты его характера.

Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к

Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь

князя Андрея.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует

о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как

вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой

пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем

нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя.

Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной

нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный

Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую

игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в

руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого,

бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий

душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание

изменить свою жизнь.

Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от

своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь

указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера

к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в

новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что

через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же,

что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает

цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи

военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо

участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это

сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого

события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И,

наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной

правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной

правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь

духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его

души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не

подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по

мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.


© 2010 Рефераты