Рефераты

Сочинение: Достоевский

Сочинение: Достоевский

Родион Раскольников, главный герой романа, - молодой человек,

выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета

университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Живя в

тесной коморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома

близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга.

Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной

исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым

подвергаются его мать и сестра.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отвержённым среди богатых

особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни.

Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Идея заключается

в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага,

преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую,

больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её

деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Раскольников много думал об этой идее, пока не нашёл ей объяснение. Он пришёл к

выводу, что всё человечество издавна делится на две категории: на людей

обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым

всё дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как,

например Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон: «Кто

крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у

них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель.Так доселе

велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он – «тварь дрожащая»

или «властелин судьбы»?

Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не

«существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме

страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от

совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль

«властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион

убивает всё то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я

сам себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешённости от мира, его

душа объята «мёртвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за

совершённое преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой

и каждый человек, его жизнь – безусловная ценность, поэтому никто не имеет

права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм Раскольникова – в ложности

теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к

прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший

«маленький человек», которому очень хочется стать человеком «большим»,

превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как

они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, её пафос социального

протеста угнетённой личности в мире униженных и оскорблённых! Ведь Раскольников

– нищий студент , которому тоже хочется подняться над своим социальным

состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящем

общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное

положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остаётся

лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом,

раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше тог положения,

которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над

людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин –

погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше

других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание

самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это

единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым дискредитирует

теорию «разумного эгоизма». По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим,

надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же –

тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И

получается, что Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое

поведение безукоризненным.

На примере Лужина автор нам показывает двойника, нет скорее антипода

Раскольникова. Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным

героем, Достоевский достигает главной своей цели – дискредитации

человеконенавистнической теории, рождённой самим несправедливым миром.


© 2010 Рефераты