Рефераты

Сочинение: Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль

Сочинение: Добро и зло в комедии Фонвизина Недоросль

Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль».

Комедия - очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или

сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и

полным изображением действительности. И «Недоросль» - не исключение. Вопрос

о том, должен ли писатель отражать действительность с максимальной

объективностью, или нет, всегда был одним из главных. В «Недоросле» этот

вопрос не ставится вообще. Известный прием - «говорящие» фамилии - сводит его

на нет. Из списка действующих лиц читатель уже может сделать вывод о том, кто

из героев положителен, а кто отрицателен. Во все времена во всех

произведениях основной частью сюжета была борьба добра и зла внутри человека.

В «Недоросле» ситуация упрощена до предела: не внутри человека борются эти

качества, а добрые люди борются со злыми людьми. Мне иногда кажется, что

комедия нарочно сочинялось, чтобы впоследствии кочевать из одной школьной

хрестоматии в другую, настолько она пропитана нравоучениями.

На мой взгляд, для современного читателя самой привлекательной стороной

комедии является ее исторический колорит. В принципе, сейчас, спустя сто

тридцать шесть лет после отмены крепостного права, поведение героев кажется

попросту нелепым. И именно эта нелепость завораживает настолько, что

невозможно оторваться, не дочитав книгу до конца. Что же касается философской

стороны произведения, которая почти полностью сосредоточена в монологах

премудрого Стародума и иногда Правдина, то именно «добро и зло» является

наиболее спорной темой.

«Недоросль» была написана в 1781 году. В то время в России самой

революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими

энциклопедистами, произведениями которых увлекалась даже Екатерина Вторая.

Фонвизин, будучи знатным дворянином, разделял многие заблуждения своего

класса, и отразил их в своей комедии. Итак, добро и зло. Вокруг этих двух

понятий уже тысячи лет идут ожесточенные споры. Философы, историки,

моралисты, богословы - нельзя перечислить всех тех, кто посвятил всю жизнь

постижению смысла этих двух небольших слов. Поэтому, каким бы великим

писателем ни был Фонвизин, добро и зло он понимал по-своему. И по-своему он

изобразил их в своей комедии.

Для современного читателя добро и зло в изображении Фонвизина отнюдь не

равноценно. То, что считалось злом двести лет назад, сейчас и подавно им

считается. Чего нельзя сказать о добре: только за последние десять лет наши

представления о счастье поменялись на противоположные.

Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых. В его изображении мы

можем увидеть, насколько тупы, жестоки, подлы были тогдашние хозяева жизни.

Имя неуча Митрофанушки, которого в целом мире, кроме обжорства и голубятни,

ничего не интересует, стало сегодня нарицательным. Блестящий сатирик,

Фонвизин употребляет все свое искусство на то, чтобы вызвать у читателя

глубокое чувство презрения к таким, как Простаковы. Крепостное право

подверглась резкому осуждению. В то время это было неслыханной дерзостью, и

только очень смелый человек тогда мог написать такое. Однако сегодня

утверждение о том, что рабство - зло, принимается без доказательств.

Вот слова Стародума: «Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного

и богатого.». А вот что было сказано по этому поводу еще две тысячи лет

назад: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в

Царствие Небесное.» И если Скотинин или госпожа Простакова - образы очень

реалистичные, то о Правдине, Милоне и Софье этого сказать никак нельзя. По-

моему, надо было заставить их говорить стихами - до того возвышенны и

поэтичны все их речи. Идея о том, что можно благоустроить жизнь, если

государственные должности распределять не по знатности и богатству, а по

заслугам - не была реализована ни в одной из многочисленных разновидностей

государства. Государство - огромная машина, которая может переехать любого

человека. Человек, занявший должность, должен либо согласиться с

существующими порядками, либо быть задавленным ими. Менять надо все

государство разом или хотя бы существенную его часть, а это называется

революция, и никак иначе. Конечно же, верноподданнические чувства честного

дворянина запрещали Фонвизину даже думать об этом.

Неслучайно главными действующими лицами являются непременно дворяне. Челядь

(Еремеевна) изображена в крайне карикатурном виде. Самое большее, на что

может рассчитывать герой «из низов», так это на жалость (Цыфиркин). В то

время как Милон и Правдин, не говоря уж о великом Стародуме - совершенно

идеальные люди.

Вклад Дениса Ивановича Фонвизина в отечественную литературу бесценен. Его

комедия Недоросль» стоит в ряду шедевров русской словесности. Однако многие

вещи сегодня приобрели другой смысл, изменилась культура, мораль, взгляды

людей, и нам сегодня очень трудно судить, что же было добром, а что злом в те

далекие времена.


© 2010 Рефераты