ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЫ.
ЧЕХОВ А. П.
«Злой мальчик»
Развязка
кульминация
Завязка
Развернутая экспозиция
Рассказ Чехова «Злой мальчик» - история о двух влюбленных, Иване Ивановиче
Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне Зямблицкой,
«молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности персонажей, из
развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в воде, глядел на
молодых людей и ехидно улыбался») читатель узнает, что действие экспозиции
происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись за рыбную ловлю», и о
взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции, а не к завязке, т.к.
развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных фактах (молодые,
романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от проблемы, которой в
рассказе служит даже не столько факт появления брата Анны Семеновны,
гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по
отношению к влюбленным: «А-а-а. вы целуетесь? – сказал он.- Хорошо же! Я скажу
мамаше». Итак, проблема героев, мешающая их отношениям – «злой мальчик». Т.е.
завязкой действия служит появление брата героини и проявление его «низкого,
гнусного и мерзкого» характера. Далее – действие классически развивается по
восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу после обозначенной реплики
Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным:
– Надеюсь, что вы, как честный человек. - забормотал Лапкин, краснея. –
Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко. Полагаю, что вы,
как честный и благородный человек.
– Дайте рубль, тогда не скажу! – сказал благородный человек. –
А то скажу.
Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром
кулаке, свистнул и поплыл.
Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может
восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь
июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование
композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и
сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение
читателя.
Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие,
случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку
такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая
точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность
противоборствующих характеров. Действительно, в этом эпизоде характеры героев
раскрыты ярко:
Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал,
подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина:
– Сказать? А?
Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна
вскочила из-за стола и убежала в другую комнату.
Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. Застенчивость
Лапкина так же четко была показана в 1ом диалоге у реки (через использование
незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости и бестактности
Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя бы по тому, что
она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего брата. К этим
рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за обедом не
происходит перелома действия. Читаем: «И в таком положении молодые люди
находились до конца августа», - т.е. приведенный Чеховым эпизод подобен
первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно, кульминация?
Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки влюбленных. В
тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении молодые люди
находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал
Анне Сергеевне предложение», - т.е. ситуация резко изменилась. С
официальным обнародованием отношений герои получают право на встречи и поцелуи,
а Коля лишается власти над ними. После предложенной кульминации действие быстро
идет к логическому завершению – справедливому наказанию «злого мальчика» (в
тексте действие по нисходящей представлено одним предложением: «Поговоривши с
родителями и получив согласие, Лапкин прежде всего побежал в сад и принялся
искать Колю»). Само наказание при таком рассмотрении композиции – развязка.
Четкой и яркой при этом раскладе представляется и идея рассказа: показать
нелепость и всесильность некоторых общественных традиций. Ведь чувство молодых
людей не изменилось от объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем
не менее, теперь оно ЗАКОННО, дозволено, в отличие от «незаконной»
влюбленности, которую эксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди
считали свои отношения до официального объявления неправильными – отсюда и
слабость их перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько
находится под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне.
Чехов, заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее
противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных –
преступников.
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
кульминация
портрет тонкого-2
Завязка
развязка
Экспозиция:портреты героев
Тема рассказа – встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один
толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает
читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем описания
приятелей построены по одной схеме (запах, пища), жена и сын тонкого
предстают похожими на него самого – жена “худенькая женщина с длинным
подбородком”, сын – “высокий”. Также в экспозиции очерчено место действия
рассказа – вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция лаконична, что
соответствует самой форме произведения – рассказ.
Завязка рассказа – в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не
было бы действия и причины для данного повествования. Итак, диалог между
двумя приятелями развивается. Тонкий выглядит общительным человеком, который
искренне рад встрече с одноклассником, это подтверждают приемы передачи его
речи. Толстый тоже рад встрече, более того, он смотрит на тонкого
“восторженно”, спрашивая его о службе. Тонкий, несмотря на наблестящую жизнь,
оптимист (“жалованье плохое.ну, да Бог с ним!”), для него служба отходит на
второй план, а основное пока – старый приятель. Но как меняется ситуация
после того, как толстый сообщит о своих служебных успехах! Поведение тонкого
резко становится из дружеского “чинопоситанием”. Из того, как повлияла
реплика толстого на дальнейший ход разговора, изменила его характер, читатель
может заключить, что эта фраза – кульминация. После нее разговор сходит на
нет. Автор создает еще один портрет тонкого – уже после кульминации, и, хотя
обстановка и окружение остаются прежними, на все будто наложен отпечаток
“искривившей лицо тонкого широчайшей улыбки”: «сам он съежился, сгорбился,
сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный
подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все
пуговки своего мундира». Диалог тонкий ведет уже не с другом детства, но с
крупным чиновником, отчего себя чувствует мелким во всем – вплоть до голоса
(он хихикает, «как китаец»). Обращается к толстому исключительно «ваше
превосходительство». Интересно, что не
любимый русской литературой «маленький человек», а именно крупный
чиновник, тайный советник, выглядит более привлекательным в описываемой
ситуации: он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе («Мы с тобой друзья
детства – к чему это чинопочитание!»), но скоро убеждается в бесполезности
этих попыток («Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было
написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного
советника стошнило»). Наступает развязка: толстый подает на прощание руку,
отвернувшись, тонкий принимает это презрение как должное и пожимает три
пальца. Чехов заканчивает рассказ фразой «все трое были приятно ошеломлены»,
относящейся к семье тонкого - она перекликается с такой же фразой в середине
рассказа, характеризующей состояние друзей при встрече: «оба были приятно
ошеломлены». Это созвучие еще раз подчеркивает контраст тонкого-друга и
тонкого, общающегося с важным «вельможей». С помощью контраста двух образов
тонкого – до и после кульминации – автор ярче очерчивает основную проблему
данного рассказа, свойственную для многих его произведений – проблему
«обмельчания маленького человека».