Сочинение: Человек в истекающем кровью мире
Сочинение: Человек в истекающем кровью мире
Человек в истекающем кровью мире
Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные проблемы имели
место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей
XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в
значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция.
Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала
надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами
этой системы. Именно к исследованию данной исторической проблемы обратились
М.А. Булгаков и Б.Л. Пастернак.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и о
людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи.
Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше
десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Действие
романа «Мастер и Маргарита» происходит с промежутком почти в две тысячи лет.
Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и Пилате.
Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны
решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Прототипом Мастера является сам писатель, который испытывал давление со
стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман писатель
пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой путь: может
покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними. Ответственность за все
совершенные поступки в таком случае будет тяжким бременем лежать на самом
человеке, и человек обязательно заплатит за свои поступки если не головой, то
своей последующей жизнью. В романе Мастер не смог одержать победу, но
писатель сделал его победителем. Герой струсил, выбрал малодушный и более
легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом, кроме
того, Мастер сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Ошибка
Мастера заключалась в том, что он не смог бороться против кесарей, против
власти, которая подавляла творчество, не принимала действительно значимое,
избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою дарован покой. Действительно,
конфликт властей и Мастера был неизбежен, но важна была борьба за правду.
М.А. Булгаков красной нитью через весь роман проводит мысль о том, что все же
наступит время высшей справедливости, когда каждому по его вере воздастся.
Другим примером является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Произведение
создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена жизненная
история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных
отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с
разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг которого вращается
жизнь героев, – отношение к революции.
История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь сначала
выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы, все
прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома Живаго.
Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из обжитого
московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать убежище. Самого
Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный ими с женой и
детьми, он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Юрий
Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает жизнь прошлую и жизнь
настоящую: «Таким новым была война, её кровь и ужасы, её бездонность и
одиночие... Таким новым была революция их войны родившаяся, кровавая, ни с
чем не считающаяся, солдатская революция, направляемая знатоками этой стихии,
большевиками». Герой в это период особенно отчетливо осознает свое место в
мире. Взгляд Бориса Пастернака на этот же вопрос выражен в словах самого
доктора Живаго: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни». Становится
понятным, что нормальная жизнь «в истекающем кровью мире» невозможна.
Примечательно, что главный герой не примыкает ник белым, ни к красным – он
просто мечтает о мире, спокойствии и счастье.
Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму жизнь
героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго передает
отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной Октябрем
действительностью.
На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным,
что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что
ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда
судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же
писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело
выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев,
воспринявших их взгляды на действительность.
«Нет магии сильней, чем магия слов»
Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем самым несёт
какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не задумывается над тем,
какая невидимая сила заключена в его словах. Магия слов... Какая бездна
смысла поистине заключена в словах французского писателя А.Франса. Это и
поэтическое волшебство, и афористичность языка, и слова, запавшие глубоко в
душу в какие-либо жизненные моменты.
О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время учёный
Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что «слово связано с любыми
формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует заметить, что
умением управлять магией слов наделён не каждый.
Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу великих
гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии
А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г. Белинский справедливо назвал
«солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него –-в
мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают.
Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в
мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя? То тоскующий, как ветер
пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет,
движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин – в роднике
звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин – жизнь.
Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли в
вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом – всюду чудится Пушкин,
чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровы,
И звуков и смятенья полн.
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубравы...
Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким тому
примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения, как
«По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Этой грусти
теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и вы
почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни
объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком просты, а
сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст
лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни на
какой другой язык «тайнописную» суть лирики – лишь небольшой кусочек жизни, и
непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта бесконечно малая
величина в масштабе вселенной может рождать ощущение непреходящей сущности
бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.
Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать
огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её смысл и
контекст, в её будущее. На память при ходят удивительные строки известного
поэта В. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к раздумьям о
цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была своеобразной
путеводной звездой для читателя.
|