Рефераты

Сочинение: Человек в истекающем кровью мире

Сочинение: Человек в истекающем кровью мире

Человек в истекающем кровью мире

Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные проблемы имели

место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей

XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в

значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция.

Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала

надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами

этой системы. Именно к исследованию данной исторической проблемы обратились

М.А. Булгаков и Б.Л. Пастернак.

Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и о

людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи.

Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше

десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Действие

романа «Мастер и Маргарита» происходит с промежутком почти в две тысячи лет.

Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и Пилате.

Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны

решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Прототипом Мастера является сам писатель, который испытывал давление со

стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман писатель

пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой путь: может

покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними. Ответственность за все

совершенные поступки в таком случае будет тяжким бременем лежать на самом

человеке, и человек обязательно заплатит за свои поступки если не головой, то

своей последующей жизнью. В романе Мастер не смог одержать победу, но

писатель сделал его победителем. Герой струсил, выбрал малодушный и более

легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом, кроме

того, Мастер сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Ошибка

Мастера заключалась в том, что он не смог бороться против кесарей, против

власти, которая подавляла творчество, не принимала действительно значимое,

избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою дарован покой. Действительно,

конфликт властей и Мастера был неизбежен, но важна была борьба за правду.

М.А. Булгаков красной нитью через весь роман проводит мысль о том, что все же

наступит время высшей справедливости, когда каждому по его вере воздастся.

Другим примером является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Произведение

создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена жизненная

история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных

отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с

разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг которого вращается

жизнь героев, – отношение к революции.

История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь сначала

выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы, все

прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома Живаго.

Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из обжитого

московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать убежище. Самого

Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный ими с женой и

детьми, он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Юрий

Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает жизнь прошлую и жизнь

настоящую: «Таким новым была война, её кровь и ужасы, её бездонность и

одиночие... Таким новым была революция их войны родившаяся, кровавая, ни с

чем не считающаяся, солдатская революция, направляемая знатоками этой стихии,

большевиками». Герой в это период особенно отчетливо осознает свое место в

мире. Взгляд Бориса Пастернака на этот же вопрос выражен в словах самого

доктора Живаго: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни». Становится

понятным, что нормальная жизнь «в истекающем кровью мире» невозможна.

Примечательно, что главный герой не примыкает ник белым, ни к красным – он

просто мечтает о мире, спокойствии и счастье.

Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму жизнь

героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго передает

отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной Октябрем

действительностью.

На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным,

что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что

ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда

судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же

писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело

выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев,

воспринявших их взгляды на действительность.

«Нет магии сильней, чем магия слов»

Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем самым несёт

какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не задумывается над тем,

какая невидимая сила заключена в его словах. Магия слов... Какая бездна

смысла поистине заключена в словах французского писателя А.Франса. Это и

поэтическое волшебство, и афористичность языка, и слова, запавшие глубоко в

душу в какие-либо жизненные моменты.

О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время учёный

Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что «слово связано с любыми

формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует заметить, что

умением управлять магией слов наделён не каждый.

Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу великих

гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии

А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г. Белинский справедливо назвал

«солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него –-в

мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают.

Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в

мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя? То тоскующий, как ветер

пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет,

движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин – в роднике

звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин – жизнь.

Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли в

вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом – всюду чудится Пушкин,

чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровы,

И звуков и смятенья полн.

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубравы...

Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким тому

примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения, как

«По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Этой грусти

теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и вы

почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни

объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком просты, а

сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст

лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни на

какой другой язык «тайнописную» суть лирики – лишь небольшой кусочек жизни, и

непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта бесконечно малая

величина в масштабе вселенной может рождать ощущение непреходящей сущности

бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.

Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать

огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её смысл и

контекст, в её будущее. На память при ходят удивительные строки известного

поэта В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к раздумьям о

цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была своеобразной

путеводной звездой для читателя.


© 2010 Рефераты