Рефераты

Сочинение: Быт и нравы темного царства

Сочинение: Быт и нравы темного царства

Быт и нравы « темного царства »

Жестокие нравы , сударь ,

в нашем городе , жестокие

А . Н . Островский .

А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник . Он

никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский не

просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край , свой

народ , его историю . Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой

, подлинной человечностью .

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «

Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .

« Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по Волге .

Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями , дала ему возможность

ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги . Позже , эти впечатления

отразились в передаче быта , нравов , общей атмосферы провинциального города

Калинова .

Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа радуется !

Казалось бы , все прекрасно , но это только на первый взгляд . Зритель как бы

воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного гуляния , в рассказах

Катерины , это составляет поэтическую сторону жизни города Калинова . Однако

, рядом с поэзией , существует и другая , уродливая , отталкивающая сторона

калиновской действительности . Она раскрывается в оценках Кулигина ,

ощущается в рассказах персонажей , звучит в пророчествах сумасшедшей барыни .

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры издеваются над своими

домочадцами , здесь все сведения о иных землях черпаются из рассказов

невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный , но он выглядит

весьма достоверно . Он очень точно и живо воспроизводит атмосферу

патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью ,

ограниченностью , дикостью , которому неведомо стремление к знаниям , интерес

к наукам , к общественно - политическим и экономическим проблемам

Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин , выглядит в

глазах жителей чудаком . Его совершенно бескорыстное желание принести пользу

не находит в у горожан ни капли сочувствия . Наивный , добрый , честный , он

, по - моему , не противостоит калиновскому мирку , смиренно сносит не только

насмешки , но и явную грубость . Однако именно этому безвольному существу

автор поручает дать характеристику « темного царства »

Создается впечатление , будто Калинов отгорожен от всего остального мира

высочайшим забором и живет какой - то особенной , замкнутой жизнью .

Островский сконцентрировал внимание на самом важном , показав убогость ,

дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и снова задаю себе

вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно потому ,

что вся эта жизнь только и держится на привычных , устаревших законах ,

которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство » цепко держится за

все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз в развитии . Это

стояние на одном месте , застой . А застой возможен лишь тогда , когда он

поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и являются Дикой с

Кабановой .

Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах , драматург создал законченный

образ . Его имя звучит даже в экспозиции . « Уж такого - то ругателя , как у

нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » - говорит Шапкин . Дикой типичный

самодур , то есть человек , который действует сугубо по своей прихоти , по

собственному произволу , не считаясь с другими . И я вполне согласен с

Добролюбовым , что « самодур все силится доказать , что ему никто не указ и

что он захочет , то и сделает » . Дикой куражится над племянником и над всеми

своими домашними , но отступает перед теми , кто может дать ему отпор . Он

ругает всех , над кем чувствует свою силу , но если кто - то обругает его

самого , а он не сможет ответить , то тогда , держись все домашние ! На них

то Дикой и сорвет всю свою злость . В такие часы люди в доме Дикого прячутся

по углам , только бы не попадаться на глаза хозяину . Мне кажется , что

причина такого отношения к людям - в сознании своего превосходства , и еще ,

в полной безнаказанности . « Так ты знай , что ты червяк . Захочу - помилую ,

захочу - раздавлю » , - говорит Дикой . Совсем иначе он ведет себя с

Кабановой , хотя и ей он по привычке грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще

тут черта водяного ! » Однако та его довольно быстро укротила . Именно у нее

Дикой ищет успокоения навоевавшись дома : « Разговори меня , чтобы у меня

сердце прошло . Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить . »

Очевидно , что в Диком есть черты присущие и народу в целом . На явления

природы он смотрит с религиозных позиций , считает , что громоотвод - это «

суета » , а гроза нам в наказание посылается . Дикой - не исключение для

Калинова , а плод всего уклада калиновской жизни . Он , в каком - то смысле ,

дитя своего города . Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да

и всем бесправным Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких

отклонений в этом не усматривается .

Не лучше и Кабанова . Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным характером

. Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни . Однако

Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре . Она то прекрасно

знает , что за жизнь предстоит Варе , когда та выйдет замуж , поэтому она

охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по -

матерински ласково . Кабаниха - один из персонажей , которые активно движут

действие . Она считается с тем , что принято , чего требует порядок , чтит

традиции и ритуалы . По ее глубочайшему убеждению , жена должна покоряться

мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона она вразумляет , что Катерина

должна его бояться . Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы , но и

борется за них . Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами .

Они необходимы ей как воздух , так как поддерживают ее огромный авторитет ,

без которого она не мыслит своего существования . И не зря Феклуша говорит :

« Бла-алепие , милая , бла-алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В

обетованной земле живете . » И что интересно : ни красота дивной природы , ни

очаровательный вид на Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно

нравы города . В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека ,

каких было много среди странников , а корыстную , невежественную , лживую

натуру . Вред таких людей несомненен . Странница много рассказывает о

неведомых землях , в которых неправедные порядки . А в Калинове , по ее

мнению , жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных

целях ; хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из числа других . Кроме

того Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного

царства » .

Жители города Калинова неграмотны . Они верят во всякие небылицы , принимают

грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда Кулигин объясняет

им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного царства течет своим

чередом : что было вчера , будет и завтра . Их ничего не волнует , ничто в

мире не может нарушить мерного течения их жизни . И если бы не забегающие в

Калинов редкие слухи , они бы думали , что все в этом мире живут так , как

они .

В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального быта и

нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом качестве

, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству , царившим в

дореформенной России .


© 2010 Рефераты