Рефераты

Сочинение: Быт и бытие в русской литературе XX века

Сочинение: Быт и бытие в русской литературе XX века

Быт и бытие в произведениях литературы 60-х – 90-х г.г.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого бы гораздо

удобнее было родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дуденцев в романе “

Не хлебом едины”. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и

совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали

художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-

х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а

новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми

важными.

Литература 60, 90 гг., пытаясь найти новый выход из жизненного тупика,

обращается к простому человеку с его маленькими, обыденными, повседневными

проблемами. В литературе 60 есть свой выход из обыденной, страшной жизни,

нежели у писателей 90 г.г.

Шестидесятниками принято называть тех, кто во время “ оттепелей” входил в

литературу. Входили они дерзко и шумно, своими страницами свидетельствуя, что

поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из литорического

состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Это можно хорошо и

внимательно проследить в рассказах В. М. Шукшина и в повести Юрия Трифонова

“ Обмен”.

В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют

десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Это,

конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “ проблема” ставятся

слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но. К сожалению, особенно сейчас

стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее к друг к

другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на

помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о

том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о

которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Авторы 60 призывают

нас быть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки прошедшей

войны.

Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты

каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги

писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовь, теплотой, душевность,

простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои- такие

же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают,

устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-

таки это люди особые. В. М. Шукшин обратился один из первых к теме духовных

исканий личности. В его произведениях с большой худож силой показан этот

трудный процесс. Значительно худ открытие Шукшина в том, что он уловил

диалектику духовного процесса, он заметил не только светлые, но и тревожные

тенденции и предупреждал о них. Писатель увидел, что рядом с мятущимися

героями формируются люди другого типа.

Рассмотрим этот трудный процесс очеловеченья на примере нескольких рассказов

Шукшина. В рассказах “ Чудик”, “Микроскоп” мы видим, что герои Шукшина

искренние и действительные натуры, что их действия устремлены к добру. Таких

героев Ш называет ласково “чудик”. Чудик всегда и везде хочет доставить людям

радость, но все его добродетельные порывы ,как правило кончаются конфузом.

Каждый из: “ чудиков- это тип времени”, в нем существует своеобразный зазор

между жаждой жить насыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Они не

всегда могут разобраться в философских вопросах, которые ставят перед собой;

порой имеют искаженное представление о подлинной культуре, а иногда им просто

не хватает широты кругозора. Неудачи, потрясающие чудиков, предупреждают о

том, что нет и не может быть легкого и безболезненного обретения душевной

гармонии. Мало почувствовать в себе желание жить одухотворенно. Надо осознать

высоко нравственные ориентиры, надо вобрать их в себя и руководить ими.

У Ш так же есть и такие герои, которые устремлены к реализации собственного

“я”. Например, в рассказах “ Срезал”, “Обида”, “Крепкий мужик” невежественные

герои, не обладая высоким нравственным чувством, стремятся выделиться их

толпы, заносятся в своем кураже, беззастенчиво топчут человеческое

достоинство других людей, берут на себя право по-хамски поучать всех и вся,

демагогически прикрываясь святым авторитетом народа. Так нереализованная

душа компенсирует свою человеческую недостаточность. Герои Ш все разные: кто-

то ощущает неудовлетворенность своей жизнью, доходящую до неистовства, кто-то

все в жизни меряет рублем, чтобы у него все было не хуже, чем у других. Ш в

своих произведениях опирается в большей степени на самого человека, на его

душу, нежели на проблему быта. Он был уверен в том, что в человеке есть зло,

то только из-за социальной несправедливости. Система обличала общество,

среду, по мненью Ш.

В это же время, что и Ш , творил свои шедевры Ю. Трифонов. Но в своих

произведениях он больше делал упор на то, что “ быт-это обыкновенная жизнь,

испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя

нравственность. Быт – это война,

не знающая перемирия”.В повести “ Обмен” мир четко разделен на два лагеря: семья

Дмитриевых и Лукьяновых, точнее сказать Дмитриевы против Лукьяновых или

Лукьяновы против Дмитриевых. Страницы повести напоминают репортаж о холодной

войне. Трифонов ставит своих героев в обстоятельства экзаменующие прочность

нравственных основ. Главный герой повести Виктор Георгиевич Дмитриев говорил

своей жене Елене: “ Есть в тебе какой-то душевный эффект, какая-то

недоразвитость чувств. Что-то недочеловеческое”. Именно это “недочеловеческое”

становится предметом исследований писателя. Каждый человек в этих семьях

недочеловечен. Если у Д недочеловеченье - от непомерного чувства

превосходства над “ людьми другой породы”, то у Л – от хищничества.

Повесть Трифонова « Обмен» очень схожа с произведениями 90-х годов. « Грязный

реализм» возник в конце 80-х годах , как протест , как желание сказать

неприглядную и страшную правду всему человечеству. « Грязный реализм» - это

тупиковая ветвь в литературе, она никуда не ведет и выход, который предлагают

писатели 90-х годов из этого кромешного ада - шизофриния, алкоголизм или

смерть.начало этой литературе положили шестидесятники, которые обратились к

частной жизни человека, к его быту.но 60-ки находили выход из этого мира:

сохранить в человеке нравственность и главное душу.авторская позиция не

сливалась с позицией героя. Эта литература не была такой убийственной, как

литература 90-х годов. Шестидесятники верили в изначальное искреннее, чистое,

нравственное начало, поэтому в их произведения были положительные герои. В

произведения 90-х годов положительных героев нет. Они считают, что человек по

своей природе нравственно грязен, а система только усугубляет. Человек в себе

несет зло.( « Любящие нас» ).

Быт и бытие в произведениях литературы 60-х – 90-х г.г.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого бы гораздо

удобнее было родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дуденцев в романе “

Не хлебом едины”. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и

совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали

художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-

х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а

новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми

важными.

Литература 60, 90 гг., пытаясь найти новый выход из жизненного тупика,

обращается к простому человеку с его маленькими, обыденными, повседневными

проблемами. В литературе 60 есть свой выход из обыденной, страшной жизни,

нежели у писателей 90 г.г.

Шестидесятниками принято называть тех, кто во время “ оттепелей” входил в

литературу. Входили они дерзко и шумно, своими страницами свидетельствуя, что

поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из литорического

состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Это можно хорошо и

внимательно проследить в рассказах В. М. Шукшина и в повести Юрия Трифонова

“ Обмен”.

В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют

десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Это,

конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “ проблема” ставятся

слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но. К сожалению, особенно сейчас

стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее к друг к

другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на

помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о

том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о

которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Авторы 60 призывают

нас быть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки прошедшей

войны.

Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты

каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги

писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовь, теплотой, душевность,

простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои- такие

же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают,

устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-

таки это люди особые. В. М. Шукшин обратился один из первых к теме духовных

исканий личности. В его произведениях с большой худож силой показан этот

трудный процесс. Значительно худ открытие Шукшина в том, что он уловил

диалектику духовного процесса, он заметил не только светлые, но и тревожные

тенденции и предупреждал о них. Писатель увидел, что рядом с мятущимися

героями формируются люди другого типа.

Рассмотрим этот трудный процесс очеловеченья на примере нескольких рассказов

Шукшина. В рассказах “ Чудик”, “Микроскоп” мы видим, что герои Шукшина

искренние и действительные натуры, что их действия устремлены к добру. Таких

героев Ш называет ласково “чудик”. Чудик всегда и везде хочет доставить людям

радость, но все его добродетельные порывы ,как правило кончаются конфузом.

Каждый из: “ чудиков- это тип времени”, в нем существует своеобразный зазор

между жаждой жить насыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Они не

всегда могут разобраться в философских вопросах, которые ставят перед собой;

порой имеют искаженное представление о подлинной культуре, а иногда им просто

не хватает широты кругозора. Неудачи, потрясающие чудиков, предупреждают о

том, что нет и не может быть легкого и безболезненного обретения душевной

гармонии. Мало почувствовать в себе желание жить одухотворенно. Надо осознать

высоко нравственные ориентиры, надо вобрать их в себя и руководить ими.

У Ш так же есть и такие герои, которые устремлены к реализации собственного

“я”. Например, в рассказах “ Срезал”, “Обида”, “Крепкий мужик” невежественные

герои, не обладая высоким нравственным чувством, стремятся выделиться их

толпы, заносятся в своем кураже, беззастенчиво топчут человеческое

достоинство других людей, берут на себя право по-хамски поучать всех и вся,

демагогически прикрываясь святым авторитетом народа. Так нереализованная

душа компенсирует свою человеческую недостаточность. Герои Ш все разные: кто-

то ощущает неудовлетворенность своей жизнью, доходящую до неистовства, кто-то

все в жизни меряет рублем, чтобы у него все было не хуже, чем у других. Ш в

своих произведениях опирается в большей степени на самого человека, на его

душу, нежели на проблему быта. Он был уверен в том, что в человеке есть зло,

то только из-за социальной несправедливости. Система обличала общество,

среду, по мненью Ш.

В это же время, что и Ш , творил свои шедевры Ю. Трифонов. Но в своих

произведениях он больше делал упор на то, что “ быт-это обыкновенная жизнь,

испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя

нравственность. Быт – это война,

не знающая перемирия”.В повести “ Обмен” мир четко разделен на два лагеря: семья

Дмитриевых и Лукьяновых, точнее сказать Дмитриевы против Лукьяновых или

Лукьяновы против Дмитриевых. Страницы повести напоминают репортаж о холодной

войне. Трифонов ставит своих героев в обстоятельства экзаменующие прочность

нравственных основ. Главный герой повести Виктор Георгиевич Дмитриев говорил

своей жене Елене: “ Есть в тебе какой-то душевный эффект, какая-то

недоразвитость чувств. Что-то недочеловеческое”. Именно это “недочеловеческое”

становится предметом исследований писателя. Каждый человек в этих семьях

недочеловечен. Если у Д недочеловеченье - от непомерного чувства

превосходства над “ людьми другой породы”, то у Л – от хищничества.

Повесть Трифонова « Обмен» очень схожа с произведениями 90-х годов. « Грязный

реализм» возник в конце 80-х годах , как протест , как желание сказать

неприглядную и страшную правду всему человечеству. « Грязный реализм» - это

тупиковая ветвь в литературе, она никуда не ведет и выход, который предлагают

писатели 90-х годов из этого кромешного ада - шизофриния, алкоголизм или

смерть.начало этой литературе положили шестидесятники, которые обратились к

частной жизни человека, к его быту.но 60-ки находили выход из этого мира:

сохранить в человеке нравственность и главное душу.авторская позиция не

сливалась с позицией героя. Эта литература не была такой убийственной, как

литература 90-х годов. Шестидесятники верили в изначальное искреннее, чистое,

нравственное начало, поэтому в их произведения были положительные герои. В

произведения 90-х годов положительных героев нет. Они считают, что человек по

своей природе нравственно грязен, а система только усугубляет. Человек в себе

несет зло.( « Любящие нас» ).


© 2010 Рефераты