Рефераты

Сочинение: Блок

Сочинение: Блок

БЛОК А.А.

«Мы встречались с тобой на закате»

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны вечерние встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь.

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло.

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Фонетические средства: аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] –

3я + четвертая

[ч], [р], [л] – общий фон

ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]

******************************************************************************

Морфемные средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний

по-меркло + про-шло, ото-шло

******************************************************************************

Лексические: специальные – нет

Неологизмы – нет

Устаревшие – панихида

******************************************************************************

Сравнения: развернутое – нет

Прямое –нет

Отрицательное – нет

Существительное в тв. п. –нет

******************************************************************************

Олицетворения: лазурная тишь

******************************************************************************

Метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды

******************************************************************************

Сочинение: Блок Гипербола: нет

******************************************************************************

Литота: нет нет искажения \ a la истина

******************************************************************************

Оксюморон: нет

******************************************************************************

Перифраз: нет (см. выше)

******************************************************************************

Эпитет А) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная

краса, лазурная тишь, белый стан.

Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло

В) лирический: нет

Сочинение: Блок ******************************************************************************

Метонимия: нет

***********************НЕ – ИСКАЖЕНИЕ**************************************

Синекдоха: нет

******************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: анафора: нет

Эпифора: нет

В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь.

Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)

******************************************************************************

Рит. приемы: А)восклицание: нет

Б) вопрос: нет

В) умолчание: Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло.

Размер: 3х-стопный анапест

Рифма: перекрестная авав; жен.\муж.\жен.\муж.\, в основном – полная

(+J: сгораний-тумане, закате-платье)

стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г.

Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной:

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих «странных» встреч

на фоне чьих-то дум о «бледной», призрачной «красе» мечтаний; реальность

странна среди «вечерних свеч». И герой признает свою принадлежность именно к

миру мечты, несмотря на предполагаемую «телесность», реальность любви: встречи

происходят «в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш», где нежность вечера

сглаживает, смягчает огонь страсти. Жизнь «приближений, сближ

ений, сгораний» гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди

камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд

стихотворения, исчезает под тихими волнами [т],[ш], всплесками [л] и [л’], под

рябью мечты. В последней строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется

органичным для сонной действительности лирического героя повтором [ш] в словах

«прошло, отошло». Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность

– «приближений, сближений, сгораний» - в 4ой строфе отражается приглушенно,

нечетко, гармонично сочетаясь с «лазурной тишью мечты»: «Все померкло, прошло,

отошло», и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л]

является микроотражением основной темы стихотворения – возвращения героя в свою

нереальную действительность из недействительного для него мира реальности.

Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в

первой строфе:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив, -

то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие,

органично вплетающиеся в собственный мир героя. «Закат» отражается «голосами

панихиды», «платье» – воплощение земного существования – становится легким

очерком тела – «станом, а рассекающее залив весло» видится теперь не как

разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения – «золотым».

{есть смысл закопаться глубже по поводу “белого платья” на основе античных

мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в

скандинавскую мифологию – куда и на чем плывут умершие, но собственно идея

насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится

(от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}.

Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор возвращается

к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности,

окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического

героя.

Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она

создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный

дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой

авав. Стихотворение благодаря четкости построения звучит будто

независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель

слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует

легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе с

автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с тем,

чтобы унести его в свой собственный мир.


© 2010 Рефераты