Рефераты

Сочинение: Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!

Сочинение: Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.

В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные,

насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что

за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта,

человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах

времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов

отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта

обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не

было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается

просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас

очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это слово,

отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его

проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое

равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким

и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться

с безразличием, одиночеством, горем.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает,

когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты

лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.

Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.

И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен , что

иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!»,

обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота,

и сопереживание, и надежда.....

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не

убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения

начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней

развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по

сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение

вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический

вопрос ответ не требуется.

Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится

значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,

чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна

ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное,

сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У

него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации

доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться

грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот ,

М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..

«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.

Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,

очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с

наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд

глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только

динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова,

все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само

лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю

обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация

стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и

неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются

полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,

прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них

легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет

деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-

единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько

живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь,

ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для

сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно

заменяется, как видим, просто «рукой».

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они

являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это

далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о

звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-

«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого

без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от

одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико,

что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой

иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая

жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не

звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле

человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о

какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает

поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной

тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли

был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И

независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или

трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и

великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную

жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим

свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и

стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.


© 2010 Рефераты