Сочинение: Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!
Сочинение: Анализ стихотворения В. Маяковского Послушайте!
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные,
насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что
за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта,
человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах
времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов
отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не
было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается
просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас
очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это слово,
отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его
проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое
равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким
и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться
с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает,
когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты
лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.
Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.
И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен , что
иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!»,
обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота,
и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не
убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения
начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней
развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по
сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение
вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический
вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится
значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,
чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна
ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное,
сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У
него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации
доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться
грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот ,
М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с
наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова,
все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются
полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них
легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет
деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-
единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько
живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь,
ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для
сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно
заменяется, как видим, просто «рукой».
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они
являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это
далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о
звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-
«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого
без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико,
что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая
жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не
звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле
человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о
какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает
поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной
тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли
был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И
независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и
великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную
жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим
свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и
стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
|