Сочинение: Анализ стихотворения «Клевета»
Сочинение: Анализ стихотворения «Клевета»
Анализ стихотворения «Клевета»
Стихотворение Ахматовой «Клевета» было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл
стихов «Anno Domini». В то время в России было много таких людей, «безвинно
виноватых» только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами
так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им
руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию
отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении
«Клевета.
«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит, как зловещий приговор для
дальнейшего повествования.
«Её ползучий шаг я слышала во сне». Все это вызывает у нас самые мерзкие и
отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с
ползучим пресмыкающимся.
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Это оксюморонное выражение «мертвый город» помогает нам почувствовать весь
ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой
родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск
клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не только жизни,
но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.
И сразу же на этот «вызов новый» наша лирическая героиня противостоит всему
этому ужасу.
Я не боялась её. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»?
Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны
смирения и покорности.
Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат...
Поэтесса намеренно называет смерь «сладчайшим сном», так как это избавление
от суровой действительности под «под беспощадным небом» в «мёртвом городе».
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови её неутоленный рот
Считать не устаёт небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость,
достигнутые моленья панихиды.
И дальше она пишет:
И станет внятен всем её постыдный бред
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтобы в последний раз душа моя горела.
Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в
неземных муках, но «земным бессмыслием», «летя в рассветной мгле».
Ахматова пишет в одном стихотворении:
А в книжках я последнюю страницу
Всегда любила больше всех других.
И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет
особую жизнь, и они начинают излучать энергию.
Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что,
даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа «горела»
«дикой жалостью к оставленной земле».
Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы
добра со злом, человека с обстоятельствами.
Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и
познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: «сон
сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо». Есть здесь метафора и
оксюморон: «душа горела», «мёртвый город».
Местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает
эмоции и глубину переживания: «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я»,
«придут ко мне», «мой сон», «душа моя». Чувствуется огромное одиночество
человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в
себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ возвышенного, духовного
сочетается с символом земного, насущного. Глаза – страх, тело – горело, мгле
– земле, обиды – панихиды отражают суть всего произведения.
Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим
пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш
, с, ч.
Её ползучий шаг я слышала во сне.
Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической
героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает «Я не боюсь её».
Вывод
Анна Ахматова – достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру русского
стиха XX века значителен и огромен.
Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою
душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь
поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за
читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому
подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и
сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной,
мятежной и смиренной.
Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и
обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные
жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить,
перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.
В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало
одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно
замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности –
чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед
ним, – получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл:
моя судьба – судьба страны, судьба народа – история. В автобиографическом
отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на себя постороннее и, обдумывая
себя в истории, Ахматова сказала: «...поздняя Ахматова выходит их жанра
«любовного дневника» («Четки») – жанра, в котором она не знает соперников и
который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и
переходит на раздумья о роли и судьбе поэты, о ремесле, на легко набросанные
широкие полотна. Появляется острое ощущение истории». Именно это ощущение
проникает в «поздние» книги Ахматовой, «книги женской души», книги
человеческой души.
Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам»
массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму,
когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала
голосом национальной трагедии:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами чёрных Марусь.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его
веры, его правды.
|