Рефераты

Сочинение: А. Солженицын

Сочинение: А. Солженицын

А. Солженицын

/ «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»/

В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых оставляло бы

впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя собеседником. Мне по-

настоящему дорога всё-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого, Ф.М.

Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда. В последнее время

появились оригинальные по содержанию произведения, авторы которых пытаются

убедить нас в правильности изображения событий сталинского периода, кровавой

полосы в жизни России.

Нам, молодым, очень трудно давать объективную оценку тому, что происходило

много лет тому назад. Народ пережил такие большие социальные трагедии, как

революция, гражданская война, коллективизация и большой террор.

Противоречивыми, внутренне драматическими были судьбы писателей, втянутых в

водоворот этих событий, - А. Платонова, А. Солженицына, Б. Пастернака, М.

Булгакова. Все они дети своего времени и делили со своей страной её страшные

испытания, её духовную драму. Их творчество - выстраданная боль за судьбы

отечества, пораженного тяжелым недугом, за судьбы родной культуры,

естественное развитие которой было насильственно прервано, сломано, искажено.

Прочитав книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана

Денисовича», я был потрясён описанием событий в них.

Писатель, как мне кажется, достоверно рассказал о трагических судьбах русской

интеллигенции, изуродованной, онемевшей, сгинувшей в ГУЛАГе. Миллионы русских

интеллигентов бросили сюда на увечья, на смерть, без надежды на возвращение.

Впервые в истории такое множества людей развитых, зрелых, богатых культурой

оказались навсегда «в шкуре раба, невольника, лесоруба и шахтёра».

А. Солженицын в начале своего повествования пишет о том, что в его книге нет

ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их

собственными именами. Архипелаг - все эти «острова», соединенные между собой

«трубами «канализаций», по которым «протекают »люди, переваренные чудовищной

машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг, живущий

«собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость, то любовь, то

ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль страны, метастазами

во все стороны... » .

Обобщая в своём исследовании тысячи реальных судеб, неисчислимое множество

фактов, Солженицын пишет, что «если бы чеховским интеллигентам, всё

гадавшим, что будет через двадцать- тридцать лет, ответили бы, что через сорок

лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом,

опускать человека в ванну с кислотой, голого и привязанного пытать муравьями,

загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие, медленно

раздавливать сапогами половые органы, «ни одна бы чеховская пьеса не дошла до

конца»: многие зрители попали бы в сумасшедший дом » .

Я, человек девяностых годов, не могу в это поверить. Неужели была такая

необходимость издеваться над народом? Ведь в таких условиях может произойти

ломка сознания, самодеградация, отказ от своих убеждений, от сознания

невиновности. И А. Солженицын доказал это, приведя в пример Елизавету

Цветкову, узницу, которой в тюрьму пришло письмо от дочери, попросившей мать

сообщить, виноватали она. Если виновата, то пятнадцати летняя девочка от

неё откажется и вступит в комсомол. Тогда невиновная женщина пишет дочери

неправду : «Я виновата. Вступай в комсомол». «Как же дочери жить без комсомола

?»- думает бедная женщина.

А.И. Солженицын, бывший узник ГУЛАГа, ставший писателем для того, чтобы

поведать миру о бесчеловечной системе насилия и лжи, вынес в печать свою

лагерную повесть «Один день Ивана Денисовича».

Один день героя Солженицына, пробежавший перед моим взором, разрастается до

пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа

целой эпохи в истории России.

Иван Денисович Шухов, заключенный, жил как все, воевал часто, пока не попал в

плен. Но Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания даже в

ГУЛАГе, он остался человеком. Что же помогло ему устоять? Кажется, в Шухове

всё сосредоточено на одном - только бы выжить. Он не задумывается над

проклятыми вопросами : почему так много народа, хорошего и разного, сидит в

лагере? В чем причина возникновения лагерей? Он даже не знает, за что его

посадили. Считается, что Шухов находился в заключении за измену Родине.

Шухов- обычный человек, жизнь его прошла в лишениях, недостатке. Он ценит

прежде всего удовлетворение первых простых потребностей - еды, питья, тепла,

сна. Этот человек далек от размышлений, анализа. Ему присуща высокая

приспособляемость к нечеловеческим условиям в лагере. Но это не имеет ничего

общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого

достоинства. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, живет по

совести. Главное для Шухова - это труд.

В лице тихого, терпеливого Ивана Денисовича , Солженицын воссоздал

почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные

страдания, лишения, издевательства тоталитарного режима и , несмотря ни на что,

выжить в этом «десятом круге ада» и сохранить при этом доброту к людям,

человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримости к

нравственным порокам.

Произведения А. Солженицына по-настоящему заставили меня задуматься над

прошлым моей страны. А без прошлого, я уверен, нет будущего.


© 2010 Рефераты