Рефераты

Шпора: Слово о полку Игореве (различные образы)

Шпора: Слово о полку Игореве (различные образы)

По "Слову о полку Игореве".

Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество и храбрость.Игорь

стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с

вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми

быть,чем пленными!"

"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые головы

половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об

отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.

Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев -

"тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска северского и

курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за

стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских

князей против половцев,кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод

сказали"...прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. -

поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по

Русской земле"

Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.

Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше

чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена

Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед Русской землей.

Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя

Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает

русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении

ее единства и могущества.

Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная

подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает Игорю

вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа

, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и

матерей.

Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на

половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за

полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора

введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям

прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы.

Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных

частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле","девицы поют на

Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи,

в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и

галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же

время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа

принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце... тьмою путь

заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря

природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости,а дерево с

печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на

зеленом берегу, одевает его теплым туманом

Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и

точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и

нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится

вся Русская земля.

Образ автора

Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление

над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной

истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из

Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел

осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до

общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в

целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима

сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг

и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности,

ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны

автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к

происходящему.

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра

воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё

преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка

нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил

сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне "под

трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".

С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие",

риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание

слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,

переживаниях

С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных

эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём используется

и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене

одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида

-Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной

нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи, словно лебеди

распуганные".Ярославна, следуя древним нар. верованиям,обращается за помощью

к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с

древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами

костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле".

Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток

жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве

использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.

Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное

дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони ржут", "лисицы

лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации

передаётся, например, стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу

растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущаетсяобщая музыкальность

звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с

песней.Например,"О русская земля, ты уже за холмом!"

сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность

повествования.

Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая

взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его

эмоциональный заряд.


© 2010 Рефераты