Шпора: Слово о полку Игореве (различные образы)
Шпора: Слово о полку Игореве (различные образы)
По "Слову о полку Игореве".
Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество и храбрость.Игорь
стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с
вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми
быть,чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые головы
половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об
отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев -
"тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска северского и
курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за
стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских
князей против половцев,кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод
сказали"...прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. -
поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по
Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше
чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена
Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя
Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает
русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении
ее единства и могущества.
Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная
подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает Игорю
вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа
, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и
матерей.
Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на
половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за
полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора
введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям
прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы.
Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных
частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле","девицы поют на
Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи,
в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и
галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же
время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа
принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце... тьмою путь
заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря
природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости,а дерево с
печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на
зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и
точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и
нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится
вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление
над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной
истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из
Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел
осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до
общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в
целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима
сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг
и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности,
ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны
автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к
происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра
воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё
преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка
нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил
сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне "под
трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие",
риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание
слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,
переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных
эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём используется
и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене
одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида
-Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной
нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи, словно лебеди
распуганные".Ярославна, следуя древним нар. верованиям,обращается за помощью
к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с
древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами
костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле".
Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток
жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве
использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное
дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони ржут", "лисицы
лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации
передаётся, например, стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу
растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущаетсяобщая музыкальность
звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с
песней.Например,"О русская земля, ты уже за холмом!"
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность
повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая
взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его
эмоциональный заряд.
|