Рефераты

: Роман Л. Толстого Анна Каренина

: Роман Л. Толстого Анна Каренина

Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени

замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и

усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна

Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее

предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой

духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более

привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил

другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е. духовный и

нравственный уровень их снижался.

Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в

окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого,

одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от

своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было.

Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая

судьба ее оказывается неизбежной.

В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы «Войны и

мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой стороны, в

нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой сонаты».

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом

романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и мире»

непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно

деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне

Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как

производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого тема

народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана

главным образом через духовные и нравственные искания героев.

Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с

миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в романе «ищущей и дающей

счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием

которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого

драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и

любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее

любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для нее

несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей

женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной

жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном

состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть

другая, я ее боюсь—она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не

могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся»

. «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та,

которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела

еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также

испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая

натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге

смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она

также не способна была более переносить.

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее

мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не

нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она

хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а

это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в

разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали

мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время,

когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить

себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во

всем своем страшном облике.

По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна,

узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга: первый

круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти набожное

уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему всякий

интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто и с кем

и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал

свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна

дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, он стал

невыносим для нее. «Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и

набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин». Анна поняла, что все

они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и

расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским.

Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий круг, центром которого была

Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне противостоит Лидии Ивановне с ее

набожностью. Бетой не скрывает своего вольного поведения, но собирается в

старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской

и графини Лидии Ивановны–это две стороны одной и той же медали. Признание

Бетой, что она в старости станет похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий

свет на образ жизни и ее самой, и Лидии Ивановны; им обеим необходима маска

лицемерия. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым

поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала

честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие,

ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди

судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно,

привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были

для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так

дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.

Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и

потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще

возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был

прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками

Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его

люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство,

которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин

был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и

что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь

общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в

том же «неблагоразумии» Анны.

В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической

судьбы Анны Карениной.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой

себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко

несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и

другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных

варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая,

напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь - подвиг во

имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.

Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы

своей героини.

За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман,

все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же

не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на

все это?»


© 2010 Рефераты