Рефераты

: Образы Горя от ума

: Образы Горя от ума

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:

студент гр. Л-53

Скиперских А.В.

Научный руководитель:

Харлампиди О.Д.

Елец, 1998

УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был

чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», - так

охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и

поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди

двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила

Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много

можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок

снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в

полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая

ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы,

которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то

есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и

собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от

ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного

и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот

изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически

достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на

путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей,

разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и

повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление

общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,

двух жизненные укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема

общественно-политического и общекультурного движения дворянских

революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося -

со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в

форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной

жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое

изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно

цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью

раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу

«Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его

окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он

немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более

обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это

общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического

доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием,

человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй;

как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о

безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как

вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же

делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не

язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть,

завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий".

Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все

повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь

к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему

совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков".

Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском

доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух

времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и

показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это

общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил

громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, -

тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или

иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»

множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры,

которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное

значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом

крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и

русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об

общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о

новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и

познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти

вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой

горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого

негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого

глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского

общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.

Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия

и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и

всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он

запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в

совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик

крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и

лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые

подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи и доносчики,

объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной

жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и

свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на

борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались

в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным

изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по

заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль»

их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении

слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных

времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных»

благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес,

ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову

все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого,

самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений, шагистики и

палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник,

фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и

богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества», которое

искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего

передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в

черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы

Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской

Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха

Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий -

светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент

политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут, сплетник

и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то

псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель

Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с

Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его

лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и

циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет,

однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого

чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его

знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная

Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не

действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им

действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как

«черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и

мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и

влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и

клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи

Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем

которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на

сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия

содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт

комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широте

своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ

столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях

классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его

эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый

социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только

лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то

Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-

политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений

общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с

такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое

время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы

дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о

«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе

судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период

после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в

репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в

частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою

комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума»,

придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной

жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической

точности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И.

Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до

той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть

поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев

совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог

нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не

только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным

мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей,

огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в

себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу

второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим

влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную

задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .

«Натура всяких событий» - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный

материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не

распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству

"всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как

бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с

наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного

общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно

замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми

прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала

окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл его

эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим

«духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и

живительным «духом времени», воодушевлявшим молодое поколение патриотов и

свободолюбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую

литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные

традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова

и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого -

свидетельствовало о его социально-политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила

"Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». Сближая

ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время

(в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в

предреволюционной Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с

равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки

обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность

своих отечеств»'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал

' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И.

Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в

этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение

"государственного переворота".

комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской

литературы XIX века» '.

Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не

только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных

памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и

потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное

содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-

политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.

«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной

сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-

сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда

обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего

положительного идеала - общественного, политического, морального. Также и

Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и

утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-

политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе

единственного истинного героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог

ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был

отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности -

брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни

самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание

«Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов

крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех

деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время

- и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы

стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских

и

' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.

покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со

старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в

России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз

навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не

беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре­вожное, не укладывающееся

в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены

комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на

свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается

Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он -

настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных;

им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в

их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о

благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература

XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных

мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем

русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед

прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа

положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и

общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского

направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и

нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и

другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-

политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и

воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только

клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом

освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от

ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности

декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю

и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы

и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как

пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он

нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами

и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и

изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина

идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже,

объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-

исследователь.

Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на

мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна»

искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть

яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление

жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи

преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в

новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками

с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской

мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную

нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта

стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять

и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной

задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой

положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и

общественные идеи.

Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она

не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически

оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет

художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из

существа и содержания положенного в основу произведения конфликта, из

столкновения страстей, мнений, характеров.

В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми

острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены

эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций

и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках,

короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее

художественной ткани.

С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему

«формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую

ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла

того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось

внимание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая

ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне

характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие

образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего

на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко

и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы,

которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы

вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в

этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его

действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей

принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие

«лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и

бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как

сказал Ленин, они «...помогли разбудить народ»', потому что они подготовили

дальнейший подъем революционного движения в России.

' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще

казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом

государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними

еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила

фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень

мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено

развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в

художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду

жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и

борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого

общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин,

Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня

Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в

своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и

заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на

страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического

мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов

тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал

своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил

фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и

идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял

в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив

его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую

проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая

позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная

направленность его творчества.


© 2010 Рефераты