: Образы Горя от ума
: Образы Горя от ума
Елецкий государственный педагогический институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
Образы “Горя от ума”
Выполнил:
студент гр. Л-53
Скиперских А.В.
Научный руководитель:
Харлампиди О.Д.
Елец, 1998
УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был
чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», - так
охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и
поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди
двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила
Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много
можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок
снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом современники в
полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая
ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы,
которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то
есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и
собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от
ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного
и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот
изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически
достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на
путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей,
разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и
повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление
общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,
двух жизненные укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы формирования и подъема
общественно-политического и общекультурного движения дворянских
революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося -
со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в
форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной
жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое
изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно
цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью
раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу
«Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего
человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его
окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он
немножко повыше прочих».
И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более
обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это
общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического
доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием,
человеком, покушающимся на «законный» государственный и общественный строй;
как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о
безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как
вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же
делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не
язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть,
завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий".
Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все
повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь
к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему
совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков".
Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском
доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух
времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и
показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это
общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей.
В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил
громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, -
тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".
Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или
иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»
множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры,
которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное
значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом
крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и
русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об
общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о
новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и
познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти
вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой
горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого
негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого
глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского
общества, так и в лагере реакционеров.
Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия
и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и
всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он
запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в
совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик
крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и
лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые
подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи и доносчики,
объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной
жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и
свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на
борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались
в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным
изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по
заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль»
их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении
слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных
времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных»
благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.
Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес,
ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову
все его родственники, приятели и гости.
В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого,
самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений, шагистики и
палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник,
фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и
богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества», которое
искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего
передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в
черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы
Фридриха...»).
Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской
Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха
Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий -
светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент
политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут, сплетник
и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то
псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель
Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с
Фамусовским миром.
Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его
лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и
циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет,
однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого
чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его
знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная
Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не
действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им
действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как
«черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и
мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и
влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и
клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи
Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем
которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на
сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия
содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт
комедии.
Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широте
своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ
столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях
классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его
эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый
социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только
лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то
Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-
политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений
общественного быта крепостнической России.
Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с
такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое
время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы
дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о
«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе
судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период
после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в
репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в
частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою
комедию.
Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума»,
придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной
жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической
точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И.
Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до
той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть
поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев
совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог
нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не
только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным
мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей,
огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в
себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу
второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим
влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную
задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .
«Натура всяких событий» - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный
материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не
распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству
"всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как
бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с
наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного
общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно
замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми
прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала
окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл его
эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим
«духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и
живительным «духом времени», воодушевлявшим молодое поколение патриотов и
свободолюбцев.
Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую
литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные
традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова
и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого -
свидетельствовало о его социально-политической направленности.
Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила
"Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». Сближая
ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время
(в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в
предреволюционной Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с
равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки
обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность
своих отечеств»'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И.
Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в
этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение
"государственного переворота".
комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской
литературы XIX века» '.
Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не
только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных
памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и
потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное
содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-
политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.
«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной
сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-
сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда
обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего
положительного идеала - общественного, политического, морального. Также и
Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и
утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-
политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе
единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог
ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был
отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности -
брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни
самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание
«Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов
крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех
деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время
- и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы
стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских
и
' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.
покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со
старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в
России революционная идеология.
Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз
навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не
беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся
в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены
комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на
свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается
Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он -
настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных;
им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в
их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о
благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература
XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных
мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем
русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед
прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа
положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и
общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского
направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и
нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и
другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-
политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и
воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только
клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом
освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от
ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности
декабристской
эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю
и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы
и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как
пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он
нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами
и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и
изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина
идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже,
объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-
исследователь.
Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на
мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна»
искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть
яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление
жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи
преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в
новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками
с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.
«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской
мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную
нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта
стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять
и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной
задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой
положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и
общественные идеи.
Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она
не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически
оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет
художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из
существа и содержания положенного в основу произведения конфликта, из
столкновения страстей, мнений, характеров.
В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми
острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены
эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций
и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках,
короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее
художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему
«формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую
ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла
того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось
внимание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая
ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне
характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие
образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего
на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко
и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы,
которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы
вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в
этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его
действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей
принадлежит будущее.
Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие
«лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и
бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как
сказал Ленин, они «...помогли разбудить народ»', потому что они подготовили
дальнейший подъем революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще
казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом
государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними
еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила
фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень
мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено
развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в
художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду
жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и
борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.
Столь же типичны и исторически характерны представители другого
общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин,
Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня
Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в
своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и
заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на
страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического
мира.
Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов
тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал
своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил
фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и
идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял
в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив
его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую
проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая
позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная
направленность его творчества.
|