: Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
: Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
Петербург в романе Достоевского
«Преступление и наказание»
.
Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже
бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого
пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников.
Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Уже в самом
начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет
окружать героев на протяжении всего действия. С этого момента - без
передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и
страхе - мечется по петербургским улицам , останавливается на мостах, заходит
в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И все это время
мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа -
огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”. И не
случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных
архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург
дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета
послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но
был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям, Петербург -
город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных домах с грязными
темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в
смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство
знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,
бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...”
А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице жара
стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич,
пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не
имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без
того уже расстроенные нервы юноши”.
Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга
характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:
“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”
приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только радость
- горько напиться под вечер.
Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда то, как
распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя сравнить
даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб как-будто
выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен
заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого
несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый
город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их
своей магической философией “двуличности”
При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем “закрыт от
солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке. Город болен, и
чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека
чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых
невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как паук, к себе в угол
забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный материал для раздумий,
подталкивает мысль в определенном направлении, и в конце концов заражает
человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем
зараженного “болезнь большого города”, является навязчивый желтый цвет.
Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо
Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на сундук”, каморка Раскольникова,
желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева”
в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу
существования главных действующих лиц романа, являются предвестниками
недобрых событий. Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все
вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы
отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в
эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа. Мармеладов
испивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-
процентщице, Сонечка попала в “когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной
и полиции многократно известной”. Раскольников, совершив свое преступление,
пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно
нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему.
задавив свой громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события
помогают Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя
огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,
вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.
Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся
Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение полной
и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта,
путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,
предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,
оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой
личности, нежели реальная “воля” большого города.
Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом
предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его
миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему
читателей.
|