Рефераты

: Образ Чацкого в комедии Горе от ума

: Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт

комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.),

когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В

монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее

всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни,

ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и

комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке,

чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к

«искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум,

алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый. — прах

и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все

прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным,

угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов,

«денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность

и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком»

(оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя

раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде,

показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.

Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить

привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя

больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс:

единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это —

поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав

Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы,

нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров

считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда

победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают

другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях

Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,

Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать

действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам

потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и

благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов.

Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в

ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает

сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться

безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее

любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не

трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание».

Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как

они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому

образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще. Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали,

проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего

значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще

более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене

одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень

Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев.

Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.


© 2010 Рефераты