Рефераты

: Литературные критики о произведениях Пушкина

: Литературные критики о произведениях Пушкина

«Что нового в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»

«Душа сказала мне давно:

Ты в мире молнией промчишься!

Тебе всё чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.»

Веневитинов.

В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех

величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют

будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». С этим

суждением остаётся только согласиться. Необходимо добавить, что гений

Пушкина, на мой взгляд, заключается не только в бессмертии сюжетов его

произведений: мало кто из писателей пытается ответить в одном произведении

сразу же на несколько вопросов. Другими словами, берутся за решение какой-

либо одной - показать глупость народной жизни, «закулисную» жизнь светского

общества, бессмысленное бытие народа и т. д. А Пушкин в данном произведении

делает многочисленные лирические отступления, в которых и размышляет на

многочисленные темы. Поэтому почерпнуть из этого творения можно о- очень

многое.

Начнём с начала- сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не

любовный треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться! После

прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта

штука- жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина

наоборот- он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).

Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с

многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где

всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то

отчуждения, причём делает это так, что самому читателю становиться грустно. А

ведь так на самом деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются,

кричат, разговаривают и шутят - короче - город живёт шумной и бурной жизнью.

А стоит лишь чуть- чуть приглядеться - там задумчивое лицо с бездонными

глазами, здесь люди с рассеяно- отчуждёнными выражениями лиц. Невольно

вспоминается отрывок из стихотворения Рылеева:

«С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу,

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей... »

Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.

Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и

воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она приняла

их в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом,

преображённом виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение

читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз доказывает,

что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски привлекателен. Где надо-

там короткие, лаконичные предложения (ибо «краткость - сестра таланта»); где

необходимо дать полное описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно

рождественская ёлочка, обвешенная гирляндами прилагателных. Красота! И с её

помощью Пушкин, как человек, познавший высший свет и высокие чувства, любовь

и страсть прилюбодеяния, мастерски действует на восприятие читателя. Он

открыл новые возможности, которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться

пользоваться ею, ибо ещё Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел

немногих.»

В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и истории. А

это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это ведь не

книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают "великие

мира сего". К сожалению это поздно начинаешь осознавать.

Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою

смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за

телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня я

названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких

намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для

размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь

пойдёт о Евгении.

Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле

Онегин?» Может это игра Пушкина- показать главного героя, этого «страдающего

эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой , а затем- с третьей?

Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на

суд читателю? В жизни ведь получается аналогично- у каждого есть свои

закоулки души и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чём

призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак

высокой натуры, ибо такой человек не доволен не только окружающими, но и

самим собой. И ещё, как- то дико понимать, что существуют люди, подобные

Онегину, которые не знают, что им надо.

Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором

смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских

отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт оценку,

размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих

ответах находишь очень много нового для себя. С чем- то можно согласиться, а

с чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного

величайшего мастера пера, но с учётом возможностей быстрорастущего гения

нижеподписавшегося:

«Пересмотрел всё очень строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачу,

И учительницам на съеденье

Плоды трудов своих отдам.

Иди же к школьным берегам

Новорождённое творенье,

И заслужи мне славы дань:

Одни пятёрки, шум и брань!»

P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за

дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.

»


© 2010 Рефераты