Рефераты

: Лицейские годы Пушкина

: Лицейские годы Пушкина

1.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому

стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ),

происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в

Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал,

совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском

комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много

писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В

доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был

поклонником французских классиков и сам пописывал французские и

русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и

родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал,

происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-

гувернеры, случайные учителя не могли иметь

2.

глубокого влияния на ребенка, в значительной степени

предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в

подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая

дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли многовнимания детям,

да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: "До

одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году

возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке

маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание

его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык;

Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный;

библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок

проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за

другою". В 1810 году возник проект устройства

3.

привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце

Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда

своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал

в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину былообеспечено

поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.19 октября был

торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.

Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30

учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших

служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы

ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат

проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор

Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в

Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел

4.

долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в

нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву

одно из первых своих политических стихотворений.

Именно в лицее у Пушкина появляються настояшие друзья. На первый курс

было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять

товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише,

а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович

Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других

забавных прозвищ.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за

что он и получил прозвище "француз". Среди лицеистов проводились

пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из

русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей,

объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через

семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в

5.

нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр

познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на

творчестве Пушкина начиная с 1815 года.

Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему пушкин был обязан и

ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем,

находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от

шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения

поэзии того времени: "Оссианицизм" и "Барды". К концу

пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой

элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских

поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина

пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в

]"Вестнике Европы" в июльском номере

стихотворение "К другу стихотворцу".

В октябре 1815 года образовалось литературное общество "Арзамас" и

просуществовало оно до конца 1817 года.

6.

Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества. Одним из

них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались

противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Предводителями

этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих

этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское

время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой

Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин разделял все симпатии и

антипатии "Арзамаса".

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня

состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное

стихотворение "Безверие".

Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск

молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них

происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем

более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе",

казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо

показалось

7.

довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть,

как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был

ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику,

который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением,

кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было

в самом разгаре".

19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в

его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну

хотябы нашумевшая история с “гогель - могелем”.

История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским

во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару,

принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель - могель” и стали

распивать. Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал

шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и

он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски. Пущин , Пушкин и

Малиновский обьявили, что это их дело и что

8.

они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему

должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому

министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал

виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на

рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во

время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за

обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора,

в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске

лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный

Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того,

чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано, имела влияние и

на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением и дело

сдано было в архив.

Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

9.

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине ?

Помнишь ли друзей шептанье

Вокруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье ,

Пламя трубок грошевых ?

Закипев, о , скол прекрасно

Токи дымные текли!

Вдрук педанта глас ужасный

Нам послышался в дали, -

И бутылки вмиг разбиты ,

И бокалы все в окно,

Всюду пополу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо...

В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :

Товарищ милый, друг прямой ,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродну скуку:

Не в первый раз мы в месте пьем,

Нередко и бранимся ,

Но чашу дружества нальем -

И тот час помиримся.

Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.

Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в

Пушкине Бакунина , - рассказывакт Комаровский . - Она часто навещала брата

своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и

очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи.

Пушкин описал ее прелисти в стихотворении

10.

“К живописцу”, которое было положенно на ноты лицейским товарищем Пушкина

Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.

29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:

Итак, я счастлив был, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался,

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безметежной

тоской”, со “счастьем тайных мук”,

с радастью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки.

Любовь эта отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений Пушктна.

Посидел с милой девушкой в беседке, -

Здесь ею счастлив был я раз

В восорге сладосном погас,

И время самое для нас

Остановилось на минуту!

Получил от нее незначительное письмицо, -

В нем радости мои; когда померкну я ,

Пускай оно груди бесчувственной коснется;

Быть может, милые друзья ,

Быть может , сердце вновь забьется .

11.

В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за

сорокадвухлетнего тверского помешика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого,

двоюродного брата Анны Петровны Керн.

Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как

личности , заложили фундамент его гениального творчества.

И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!

Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому бртству верен я .

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы ?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Список литературы:

1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.

2. И.И Пушин . “Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.

3. В. Воеводин. “Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.

4. Л. Дугин . “Лицей” , Москва, 1987 год.

5. М. Цветаева. “Мой Пушкин” , Москва, 1981 год.

6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.


© 2010 Рефераты