Рефераты

Лекция: Солженицын

Лекция: Солженицын

Тема: «Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем.»

Я дал себе слово всегда говорить правду.

М.Зощенко

Я

пишу только за то, что глаза мои

Мои

собственноручно видели

И.Бабель.

Цели урока: - Дать понятие «возвращенной литературы»;

- обсудить полученные по теме знания;

- проверить уровень осмысления материала;

- развивать монологическую речь;

- развивать коммутативные способности;

- формировать гражданскую позицию.

Тип урока: урок-семинар

Форма работы: групповая

Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов

2. тексты произведений

3. листы для групповой работы.

4. фломастеры.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как

взаимодействует время и личность в романе А.Толстого «Петр I»; заглянули в

будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой,

задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде

Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у

Черных камней с поэтом Жигулиным.

« Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем»

Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием

«возвращенная литература», попробовать извлечь уроки из художественных

произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.

I. Этап урока.

Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их

судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в

своих произведениях?

Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их

произведения вошли в разряд «возвращенной литературы».

Учитель: А. Солженицын.

Поэты русские! Я с болью одинокой,

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,

Когда со слов спадет горячность туман.

Два наших первенца застрелены в дуэлях,

Растерзан третий в реве мусульман.

Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью

Многоголовно гибель стерегла:

Безумием, гниением, зеленым умираньем,

Мгновенным ли пыланием чела.

Повешен тот, а этот сослан в рудник.

Иных подбил догадливый черкес.

Санкт-петербургские нахмуренные будни

Да желть бензинная . небес.

Чума на вас, российские поэты!

Текучим воском вылиты каким? –

Один в петлю, другой – из пистолета,

К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература ранее внесенная в, «черные списки», произведения

долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых

диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим

ориентациям объединены одним – ярко выраженной антитоталитарной

направленностью.

А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6

мин.

II этап. Выступление историков.

III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало «культ личности» Так назвали время

правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На

листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.

10 мин

Самоуважение раскаиная

жизнь свобода выбора

Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын

Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Власть

Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын

Свобода защита от врагов

слова

поступка уважение

Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Лекция: Солженицын Контроль

частная наука вкус

жизнь природа мысли

мнение

Лекция: Солженицын

Частная жизнь - доминирование школы

- мнение права выбора

- паспортная система

Наука – враждебна науке; вместо науки – учение

TOTALIS’ – весь, целый,

полный.

(генетика-агробиология)

Природа - Берия-Курчатов

- поворот рек

- Арал

- Чернобыль

IV. Учитель.

Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир

тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле – это навсегда

потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне

не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.

Как сказал О. Мендельштам:

« Я не смолчу, не заглушу боли,

Но начерчу то, что чертить волен.»

Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством

которых мы познакомились?

- Ученики – художники защищают все свое видение пути

- Ученики – филологи – свои -20 I ур.

V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя

этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.

Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?

- Путь героя Твардовского III гр.

- Путь Ив.Денисовича III гр.

- Путь Жигулина II гр.

- Путь Замятина I гр.

- Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин.

VI. Заполнить карту процесса (3)

Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы

личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.

Изобразить это развитие графически.

Ключевые слова: Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын.

Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память,

испытание на прочность.

Солженицин

Разоблаче-

Жигулин ние, приго

Испытания вор

Ахматова на прочность

память

Шамамов

правда

Твардовский изображения

покаяние

Замятин

Предупреждения

5 мин.

VII Какие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на

известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.

1) от вечности власти

«Благоустель»

Лекция: Солженицын «отец народов» к очередности

Лекция: Солженицын 2) от безопасности для власть

имущих к ответственности.

Волков

Сероманка

Следователь

Лекция: Солженицын 3) от монополии к праву выбора

Лекция: Солженицын 4) от должности к человеку.

Лекция: Солженицын 5) от ритуала власти к реальной работе.

VIII Письмо. Признание в любви.

Письмо – благодарность.

IX Оценки.

X Дом.задание. Подготовка к контрольной работе.


© 2010 Рефераты