Рефераты

Лекция: План занятия по Василию Шукшину

Лекция: План занятия по Василию Шукшину

Урок 1 Тема: «Беседа при ясной луне»

Нам бы про душу не забыть

В.М. Шукшин. Цели: 1. Познакомить с творчеством В.Шукшина. 2. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева. 3. Закрепить коммуникативные навыки в работе. 4. Форсировать нравственность. Оборудование: 1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина. 2) Листы для групповой работы. Вид работы: групповая. Тип урока: мастерская. Ход урока. I . Вступительное слово. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицин, Астафьеф. Назван урок по шукшински: «Беседа при ясной луне». И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина. Главное помнить страстный призыв Шукшина «Нам бы про душу не забыть!» II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова? Работа на I листе Свойства характера
Лекция: План занятия по Василию Шукшину
Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину внутренний мир человека Душа основные черты личности Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину человечность совесть доброта (5-6 мин) III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнию А как же она прошла? Группы представляют домашнее задание. I гр. Шукшин-писатель II гр. Шукшин-актер III гр. Шукшин-режиссер (15 мин) Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества. (15 мин) дом
Лекция: План занятия по Василию Шукшину
Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину степь мать Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину Лекция: План занятия по Василию Шукшину мать сыра-земля Земля родная деревня пашня человек на земле Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос. Что есть человек, в чем суть его бытия на земле? исторические ß-----àфилософские конкретныеß-----àвсеобщие личныеß-----àобщественные /Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./ IV этап. Посмотрите рассказ «Дядя Ермолай». Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения. (5 мин) человек Лекция: План занятия по Василию Шукшину труд дом земля В чем извечная тайна притяжения земли и дома? V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено. Прокомментируйте отрывки из рассказов.

Вывод

Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия. Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне. Анализ: I гр. «Один» II гр. «Как помирал старик» III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. « Кто из нас умнее? Кто из нас прав?» Вывод. Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно. В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения. У молодежи – преемственность. VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности. - вера в жизнь - деятельное бытие, активное, разумное творчество - преодоление будущие в борьбе со злом. - уважение к человеку Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта. VIII этап. Мелодия. « И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна» Да, жизнь продолжается. И идет новый день. «Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы. И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться» «Беседы при ясной луне» IX. Сочинение: «Светлые души» по Шукшину, Астафьеву и Солженицину. Д.З: реферат худ.особенности рассказов Шукшина. «Думы» «Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле. Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости. Потом было горе» «Горе» «Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей» «Два письма» Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки. В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. «Что же это такое – никого нет-то?» - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. «Что-то случилось»,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать. В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете. <.> Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле! Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко. но очень неспокойно»

© 2010 Рефераты