Рефераты

Курсовая: Василий Денисов в романе Война и мир

Курсовая: Василий Денисов в романе Война и мир

Среди героев «Войны и мира» есть исторические, реально существовавшие лица:

Кутузов, Наполеон, Алек­сандр I, Багратион, Вейротер... Толстой рисует

каждого из них так, как он видит,— иногда вовсе необъективно; например,

Наполеон, конечно, был на самом деле не таким, как его изобразил Толстой.

Многих героев романа писатель выдумал, но что зна­чит — выдумал? В старом

князе Болконском, в Андрее и Пьере, в Наташе, в князе Василии и Долохове

соединились черты многих людей, которых знал Толстой. Считается, что Николай

Ильич Ростов и Марья Ни­колаевна Болконская в какой-то мере списаны с

родителей Толстого, но это не точные портреты, и многое в Ни­колае и княжне

Марье вовсе не похоже на отца и мать писателя.

Только у одного человека в романе есть вполне опре­деленный прототип — у

Денисова. Он «списан» с извест­ного поэта-партизана, героя войны 1812 года

Дениса Давыдова. Даже именем подчеркнута связь между лите­ратурным героем и

живым человеком: Давыдова звали Денис Васильевич, у Толстого в романе —

Василий Де­нисов.

Но, описывая в четвертом томе партизанскую войну, Толстой упомянет никак не

связанную с Денисовым деятельность Дениса Давыдова — и этим как бы отделит

его от героя романа.

И, кроме того, так ли уж важно нам, читающим роман сегодня, какого живого

человека имел в виду Толстой? Люди, описанные в романе, так ясно живут в

нашем воображении, что князь Андрей оказывается бо­лее знакомым и более

живым, чем, например, реально существовавшие декабристы Батеньков или

Фонвизин, и Пьер ближе мне, чем, скажем, Сергей Григорьевич Волконский, и жен

декабристов я понимаю через Ната­шу... Поэтому мы будем говорить о Василии

Денисове — таком, каким видим его в романе, не пытаясь сравнивать его с

прототипом и решать, что Толстой взял из жизни, а что выдумал.

Курсовая: Василий Денисов в романе Война и мир

«Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами,

черными взлохмаченными усами и волосами».

Лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, он в то же время

романтически влюблен в жен­щину, именуемую «она», и рассказывает Ростову в

самых возвышенных выражениях: «Ей пишу... Мы спим, пока не любим. Мы дети

праха... а полюбил — и ты бог, ты чист, как в первый день созданья...»

Для Ростова Денисов — образец, идеал настоящего мужчины: храбрый, отчаянный

человечек с открытой ду­шой. В бою он «чертом» вертится под пулями на своем

лихом скакуне; денег у него никогда нет — он их про­пивает и проигрывает, но

когда Телянин украл его коше­лек, Денисов готов последним пожертвовать, лишь

бы сохранить честь полка.

После Аустерлица Денисов вместе с Ростовым едет в отпуск в Москву — по

дороге, конечно, напивается и, еле-еле продрав глаза, присутствует при

встрече Нико­лая с родными. Когда вошла старая графиня и припала лицом к

груди сына, «Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и,

глядя на них, тер себе глаза».

В отличие от Долохова он — хороший человек. Просто хороший человек, добрый и

умеющий чувствовать, умею­щий думать о других людях. Поэтому во время дуэли,

где он был секундантом Долохова, он, не выдержав, крикнул Пьеру:

«Закройтесь!», поэтому медлил, пытаясь оттянуть начало дуэли.

Встретив Денисова на войне, мы видим его глазами Ростова — любуемся его

отвагой; скрепя сердце, согла­шаемся с его заботой о чести полка. Но мы еще

не знаем этого смелого и чистого человека; он откроется перед нами в Москве,

когда ни с того ни с сего, так же отчаянно, как он скакал в бой, вдруг

сделает предло­жение Наташе.

Сам перед собой и перед всеми людьми он делает вид, что шутливо ухаживает за

молоденькой девочкой, и не понимает, что девочка эта всерьез завладела его

мыслями. Вот он с Ростовым на детском бале покро­вительственно оглядывает

танцующих:

«— Как она мила, красавица будет,— сказал Де­нисов.

— Кто?

— Графиня Наташа,— отвечал Денисов.

— И как она танцует, какая грация! — помолчав не­

много, опять сказал он.

— Да про кого ты говоришь?

— Про сестру про твою, — сердито крикнул Дени­сов».

Толстой несколько раз замечает, что Денисов востор­гался пением Наташи,

«восторженными глазами смотрел на нее», «весь бал не отходил от нее» после

того, как Наташа уговорила его танцевать мазурку.

«Только на коне и в мазурке не видно было ма­ленького роста Денисова, и он

представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал». А мы всегда

видим его молодцом — и потому нестерпимо жал­ко его, когда он — вероятно,

неожиданно сам для себя — делает Наташе предложение.

Мать Наташи, старая графиня, не поверила своим ушам.

«— Наташа, полно, глупости! — сказала она, еще на­деясь, что это была шутка.

— Ну вот, глупости! Я вам дело говорю, — сердито

сказала Наташа. — Я пришла спросить, что делать, а вы

мне говорите: «глупости»...

Графиня пожала плечами.

— Ежели правда, что мосье Денисов сделал тебе

предложение, хотя это смешно, то скажи ему, что он

дурак, вот и все.

— Нет, он не дурак, — обиженно и серьезно сказала

Наташа».

Графиня права в своем возмущении, «что осмели­лись смотреть, как на большую,

на ее маленькую На­ташу». Но напрасно она так насмешливо говорит о Де­нисове:

«мосье», напрасно называет его дураком; Наташа сердцем понимает Денисова

лучше, чем ее мать. Этот отчаянный человек ищет и ждет чистой любви так же

нетерпеливо, как наглый Долохов. Все его романтиче­ские влюбленности — только

поиски, только ожидание на­стоящей любви. И вот он встретил девушку, о

которой мечтал, но она — еще ребенок; за что ему, такому храб­рому и доброму,

выпало это тяжкое испытание?

Это поймет позже князь Андрей: встретясь с Денисо­вым уже после разрыва с

Наташей, он, гордый и рев­нивый князь Болконский, с нежностью вспомнит

расска­зы Наташи об этом хорошем человеке, о его любви к ней; и не боль, не

злобу вызовет у него мысль, что они с Денисовым любили одну женщину, но

грустное сожаление.

А впереди у Денисова еще много печалей, именно потому, что он добр и честен.

Он торопится в полк — зачем ему теперь оставаться в Москве. Он торопится в

полк — там он нужен, там его любят, там его место. Но в полку многое

изменилось.

За то время, что Денисов был в отпуске, Наполеон успел вступить в войну с

Пруссией, разбить за несколь­ко дней прусскую армию и двинуть свои войска

на­встречу русским. Положение русских войск было ужасно прежде всего потому,

что они стояли в разоренных дотла немецких дерев­нях.

«Павлоградский полк в делах поте­рял только двух раненых; но от голоду и

болезней потерял почти половину людей».

Вернувшись в полк и увидев, что солдаты голодают, Денисов отправил­ся на

дорогу и попросту силой от­бил у пехотинцев обоз с провиан­том. Этот его

поступок имел самые серьезные последствия, потому что в провиантском

ведомстве, куда Денисова послали объяс­няться, он увидел... Телянина! Вот

когда оказалось, что напрасно офицеры Павлоградского полка пощадили Теля­нина

— он-то не даст Денисову пощады.

Но прямой и честный Денисов не в состоянии понять всего, что с ним произошло.

Он же взял провиант, «чтобы кормить своих солдат», а Телянин сидит в

провиантском ведомстве, «чтобы класть в карман»! Не сдержавшись, Денисов

избил Телянина — теперь ему грозит суд «за разбой».

По законам офицерской чести Денисов прав, и то­варищи его понимают это. Но по

законам бюрократи­ческой машины он виноват; в полк приходят бумаги, запросы —

и Денисов, скрепя сердце, решается поехать с легкой раной в госпиталь, чтобы

избегнуть необходи­мости являться к начальству.

Сцена в госпитале, куда Ростов приехал проведать Денисова, очень грустна. Не

случайно здесь же оказы­вается потерявший руку капитан Тушин — мы помним, как

в глазах Багратиона Жерков оказался более надеж­ным офицером, чем Тушин. И

теперь он смотрит своими большими грустными глазами на Денисова, опасаясь за

него.

Денисов еще ничего не понимает и не хочет просить о помиловании: «Ежели бы я

был разбойник, я бы про­сил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на

чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил

царю и отечеству и не крал!»

Но Денисов уже не тот, что прежде. Судебное дело подкосило его — он уже не

спрашивает Ростова о това­рищах, о делах полка; его интересует только тяжба с

провиантским ведомством. Сломили Денисова. И, самое обидное, не враги

сломили, не в бою, а свои же. И еще товарищи уговаривают, чтобы он перестал

бороться за справедливость, написал царю прошение о помиловании.

«— Видно, плетью обуха не перешибешь,— сказал он, подавая Ростову большой

конверт. Это была просьба на имя государя... в которой Денисов, ничего не

упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о по­миловании.

— Передай, видно...— Он не договорил и улыбнулся болезненно-фальшивой улыбкой».

Но и это не помогло. Царь отклонил прошение.

Теперь он на долгие годы — опальный, мрачный не­удачник. До сих пор жизнь

представлялась ему ясной: будь честен и храбр — и ты заслужишь уважение и

почет. Все оказалось совсем не так просто. Никто не вспомнил его заслуг, его

храбрости — Телянин победил, а он осужден.

Несчастная любовь к Наташе тоже сыграла свою роль в глубоком отчаянии

Денисова. Оказалось: можно чисто и преданно полюбить девушку, но этого еще

недоста­точно, чтобы она тоже тебя полюбила.

Главное же, что сломило Денисова,— несправедли­вость того мира, в котором еще

недавно все было просто и ясно.

И все-таки Денисов останется верен тому нравствен­ному идеалу, о котором

мечтал с юности. В 1812 году он забудет свои обиды, не до них; он пойдет в

пар­тизаны и станет защищать не царя — отечество.

После войны он опять будет никому не нужен, снова станет брюзжать, но однажды

скажет Пьеру: «Бунт — вот это так!» — и, может быть, он тоже придет на

Се­натскую площадь, потому что очень разными путями при­дут туда разные люди,

объединенные только одним — мечтой о справедливости.


© 2010 Рефераты