Контрольная: Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг
Контрольная: Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа
По курсу «Русская литература»
Преподаватель:доцент Дзюба С.Ю.
Исполнитель: студентка 1-го курса
Специальность: библиотечно-
информационная
деятельность
Специализация: библиотекарь-библиограф.
Преподаватель
К.Т.А.
№ зачетной книжки:
Вариант № 23
Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг. (Эмин Ф.А., Чулков М.Д. и др.)
Домашний адрес:
Место работы: Профессиональное училище
№. Библиотекарь.
Смоленск, 2003
ПЛАН.
1. Классицизм в русской литературе XVIII века. Кризис классицизма.
2. Становление прозаических жанров. Оригинальная проза Эмина Ф.А.,
Чулкова М.Д.
3. Писательская Н.Новикова. Жанр писем.
4. Д.Фонвизин и его комедия «Бригадир».
5. Заключение
Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг.
(Эмин Ф.А., Чулков М.Д. и др.)
Новая русская литература зарождалась и складывалась в эпоху, ознаменованную
славными делами Петра I, гением которого мужала Россия. Больше двух
десятилетий билась «подымающаяся» нация за свое будущее, за свое право жить
независимо. «Великие виктории», одержанные русской армией в это столетие,
военные, экономические и культурные реформы, осуществленные Петром,
превратили Россию в могучую державу. С особой обостренностью русские люди
почувствовали себя наследниками всего мира. Процесс осознания новой
исторической судьбы России не мог быть запечатлен в старых формах. Должно
было наследовать и художественный опыт человечества.
В этот период в литературе на историческую арену вышло и широко
распространилось искусство классицизма. Классицизм духовно объединял
человечество, создавая общий арсенал этических и эстетических идеалов,
вырабатывая общий язык искусства. Раньше всего классицизм сложился во Франции
в XVII веке. То было время расцвета феодально-абсолютистской монархии
Людовика XIV.
Русский классицизм вышел на историческую арену веком позже, в эпоху расцвета
русского абсолютистского государства. Именно он отвечал потребности создания
общенационального искусства и потому развивался с необыкновенной
интенсивностью. Классицизм – многожанровое искусство, но оно утверждало свое
бытие лишь поэтическим словом. Русская поэзия XVIII века и выступала в
рамках классицизма. В течение четырех десятилетий классицизм в России был
господствующим литературным направлением. С середины 1760-х годов положение
начало меняться. Нараставшие из десятилетия в десятилетие социальные
противоречия крепостнической России крайне обострились после прихода к власти
Екатерины II (1762). Закипавшая общественная борьба ставила перед поэтами-
классицистами новые требования, ставила на обсуждение большие и больные
вопросы социальной и политической жизни русского государства. Поэзия
классицизма не могла на них ответить.
Положение классицизма в 1760-е годы осложнялось появлением нового
демократического читателя, который был равнодушен к поэзии, ориентированной
на образованное дворянство. Новый читатель предъявлял к литературе свои
требования, и их стали удовлетворять писатели-разночинцы, далекие от поэтики
классицизма.
Начался кризис классицизма. Он сопровождался ожесточенной борьбой с
нормативной поэтикой, в ходе которой складывалась новая литература. И в ней
важное место стала занимать проза.
Прозаические жанры, и прежде всего роман, получивший на Западе широкое
распространение, стали пользоваться успехом и в России. Поэзия классицизма
ориентировалась прежде всего на просвещенного дворянина, на читателя,
умеющего понимать философское содержание, конфликта между долгом и чувством,
способного оценить заимствования и подражании образцам античной и французской
литературы.
Проза обращалась к другому, демократическому читателю, увлекая его и
занимательными сюжетами, и изображением близкой ему жизни и социально
близкого героя. Оттого она стала развиваться в противоположном и враждебном
дворянству лагере литературы.
Успешное развитие торговли, промышленности и ремесел меняло социальный состав
городов. Все больше появлялось представителей «среднего рода людей», которые,
быстро овладев грамотой, проявляли интерес к литературе. Создаваемая
писателями-разночинцами литература обслуживала прежде всего нового читателя.
В Петербурге и Москве стали открываться новые типографии, на Руси начала
развертываться книжная торговля, создавались журналы, наполненные прежде
всего прозаическими — оригинальными и переводными — произведениями.
Проявляя интерес к роману, разночинный читатель поначалу, наследуя вкусы
своих отцов и дедов, читал рукописные повести и романы, появившиеся еще в
прошлом столетии. Спрос на них возрастал с каждым десятилетием. Появились
специалисты-переписчики, удовлетворявшие эту потребность. Затем в сферу
внимания этого читателя попал переводной западноевропейский роман. В Россию
хлынул поток плутовских, авантюрных, фантастических, нравоучительных,
политических и, наконец, сентиментальных романов. Рынок был наводнен
прозаическими сочинениями.
Среди переводных произведений в 1760-е годы заметное место стала занимать
оригинальная проза. Произведения двух писателей получили особую популярность
—Федора Эмина и Михаила Чулкова.
Первым оригинальным русским романистом по праву считается Федор
Александрович Эмин (ок. 1735—1770), хотя он и был иностранцем по
происхождению. В России прошли лишь последние десять лет жизни Эмина, рано и
неожиданно оборвавшейся. Однако здесь он обрел свою настоящую родину и на
протяжении 1700-х гг. играл заметную роль в литературно-общественной жизни.
Известна его резкая полемика с Л. П. Сумароковым, в 1765 г. он был посажен
под арест за памфлет на деятелей Академии наук и Академии художеств; в 1769
г. Эмин издавал сатирический журнал «Адская почта, или Переписка хромоногого
беса с кривым».Последним его трудом была оставшаяся незавершенной
«Российская история. ..». Современники много смеялись над ошибками Эмина.
Между тем его работа была первым опытом беллетризованного изложения русской
истории.
Приехав в Петербург в 1701 г. в возрасте 25 лет, вполне сложившимся
человеком, он в короткое время освоил литературный русский язык и уже в 1763
г. выпустил два перевода и роман собственного сочинения «Непостоянная
фортуна, или Похождения Мирамонда»).
Этот роман опирается на давнюю литературную традицию как в западной Европе,
так и на Руси. Герой, как и положено герою приключенческого романа,
путешествует по разным странам, терпит кораблекрушение и т.д.
Роман Эмина явился своего рода энциклопедией, знакомившей читателя со
всемирной географией, историей, политикой: он был насыщен публицистическими
вставками, рассуждениями на политические и морально-философские темы. В нем
не была описана Россия, ее быт и нравы, но освещались этические и социальные
вопросы, волновавшие русских людей в 1760-е гг.
Автор, сторонник «просвещенной монархии», высказывается против тирании (хотя
и очень умеренно), он защищает права купечества и выступает против
злоупотреблений крепостным правом.
Во втором своем романе «Приключения Фемистокла, или Разные политические,
гражданские, философические и военные его с сыном разговоры, постоянная жизнь
и жестокость Фортуны, его гонящей» (1763) писатель говорит о важных
экономических проблемах: о развитии национальной промышленности, об освоении
окраин России и т. д. «Приключения Фемистокла» — политико-сатирический роман.
Перенеся его действие в античную древность, Эмин дал ярко сатирические
зарисовки продажных судейских чиновников. Он говорил, что они «имели
философский вид, но дела, которые они решали, не имели даже письменных
доказательств, а за правого почитали того, у кого руку видели в кармане».
Важным этапом в развитии русской прозы было появление эпистолярного
произведения Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» (1766) о любви аристократки и
бедного дворянина. В нем нет традиционного счастливого конца, на что
специально указывает Эмин в предисловии к книге: писатель мог бы окончить
роман «в удовольствие всех, соединяя Эрнеста и Доравру; но такой конец судьбе
не понравился, и я принужден написать книгу по ее вкусу». Находясь под
значительным влиянием «Новой Элоизы» Руссо, Ф. А. Эмин предпочтение отдает
изображению внутреннего мира героев, которые в письмах делятся друг с другом
своими радостями и надеждами, горестями и сомнениями. В этом плане «Письма
Эрнеста и Доравры» являются произведением, начинающим русскую сентиментальную
прозу.
Однако при всем уме, живости воображения и литературном таланте Эмин нигде,
ни в одной области не проявил себя, самостоятельным и самобытным
мыслителем и художником, способным стать главой литературной школы
романистов. Выступив горячим адептом романа, Эмин сохранил приверженность к
весьма устарелым формам этого жанра. Эмин в своих произведениях оперирует
понятиями, восходящими к барочному роману XVII столетия, такими, как «рок»,
«судьба». Новые идеи, новые художественные приемы сочетаются в романах Эмина
с крайне устарелыми. Поэтому в полемике с Эминым на русской почве возникает
роман иного типа, оказавший органическое влияние на развитие прозы и
просуществовавший более длительное время. В 1766 г. начинает выходить сборник
повестей М. Д. Чулкова -«Пересмешник, или Славенские сказки».
Михаил Дмитриевич Чулков (ок. 1743—1792), как и Эмин, был человеком
своеобразной биографии. Родом из солдатских детей, он недолгое время учился
в гимназии для разночинцев при Московском университете, а с 1761 по 1765 г.
был актером придворного театра. Театральная карьера Чулкова не сложилась; он
вынужден был искать другие способы зарабатывать на жизнь. Поступив в
придворные лакеи, Чулков дослужился там до чина квартирмейстера, но,
ободренный успехом своих первых сочинений, оставил службу и попытался жить
литературными заработками. В частности, в 1769—1770 гг. он издавал
сатирические журналы «И то, и сё» и «Парнасский щепетильник». В это время в
печати появились и другие важнейшие его сочинения. Впоследствии Чулков
сделался преуспевающим чиновником Сената, составил по архивным источникам
«Историческое описание коммерции российской...» (1781—1788) и ряд других
деловых справочников, выслужил право на потомственное дворянство и сделался
владельцем крепостных деревень.
Четыре тома «Пересмешника» Чулкова вышли в течение 1766—1768 гг.; пятый,
завершающий, был присоединен лишь к третьему изданию 1789 г. Предисловие к
сборнику было демонстративно подписано — «нижайший и учтивый слуга общества
и читателя Россиянин». Чулков принципиально выступил как русский писатель и
пожелал строить свое сочинение на русском материале.
В жанровом отношении «Пересмешник» задуман как цикл новелл и повестей по типу
сборника сказок «1001 ночь».
«Пересмешник» состоит из повестей разного объема, рассказанных двумя
действующими лицами — Ладоном и беглым монахом.
В этих новеллах Ладон рассказывает читателям о себе и описывает свое житье-
бытье в доме полковника Адодурона, при дочери которого он состоит чем-то
вроде приживала. В одной из этих новелл вводится новое действующее лицо,
монах-весельчак, который остается также в доме полковника и в соответствии со
своим характером начинает рассказывать из вечера в вечер плутовские новеллы,
в то время как Ладон, в очередь с ним, рассказывает «романические», волшебные
и любовные истории.
Вся вступительная часть «Пересмешника» представляет большой интерес как
первая попытка беллетристического повествования о русском быте. Чулков,
однако, стремился к созданию не сатирического, а комического рассказа. Быт
помещичьего дома, изображаемый им, достаточно условен. Он не уделяет внимания
ни крепостному праву, ни разъедавшей русскую жизнь проказе взяточничества и
неправосудия чиновников; тем более не касается он политических проблем.
Стремясь прежде всего развеселить, рассмешить читателя, Чулков описывает
постоянные попойки, обжорство, драки, грубые проделки своих героев и тому
подобные сцены.
В течение многолетней работы над «Пересмешником» Чулков постепенно терял к
нему интерес, и сборник в целом остался композиционно незавершенным.
На крестьянскую тему, ставшую одной из центральных в русской литературе с
конца 60-х годов, автор откликнулся в пятой части «Пересмешника», вышедшей в
1789 году повестью «Горькая участь». В этой же части были помещены
сатирические повести «Прянишная монета» и «Драгоценная щука».
«Прянишную монету» Чулков начинает размышлением о праведном богатстве и
сопоставляет двух богачей: одного, скопившего состояние трудолюбием и
бережливостью, другого — наглостью и жестокосердием. Если похвала
«праведному» богачу, очевидно, имеет автобиографический смысл, то описание
«хитростей» отставного майора Верзила Тихиева, сына Фуфаева, служит
иллюстрацией того, как приобретают богатство «наглостью», неправедно.
Верзил Фуфаев начал богатеть, воруя солдатское жалованье, а выйдя в отставку,
принялся в своих деревнях курить вино и незаконно торговать им. Корчемство,
наносившее ущерб казне, в России XVIII в. сурово преследовалось. Поэтому,
чтоб уйти от ответа, Верзил решил придать своей торговле невинный вид. Он
завел у себя лавку, в которой стал продавать печатные пряники разной цены. И
крепостные мужики, и приезжие, купив пряник, шли с ним на поклон к помещику,
а уж там им наливали чарку водки, соразмерную цепе пряника. Так и ходила
«прянишная монета» из лавки к барину, а от барина снова в лавку. И
получалось как бы, что водкой поторговали, а потчевали по барской милости.
«Драгоценная щука» начинается экскурсом в историю взяточничества на Руси
вплоть до указа Екатерины II о переходе чиновников с «кормления» на
«жалованье». Это запрещение «акциденции» (взятки), сообщает Чулков, породило
«целые академии проектов», как обойти новый закон, и далеко не безуспешных, о
чем свидетельствует описанная далее выдумка одного провинциального воеводы.
Этот вновь назначенный воевода объявил, что о «подношениях» и слышать не
желает. Его единственная слабость: он любитель рыбного стола и не может
отказаться, когда ему в подарок подносят хорошую щуку. Щуками же торговал в
своем садке рыбак, который был крепостным крестьянином воеводы. И щука в этом
садке была все время одна и та же, но цена, которую просителям приходилось за
нее платить, менялась, смотря по «состоянию» тяжебного дела, о решении
которого воеводу просили. Так и заработал воевода, строгий противник
взяток, с помощью «рыбных» подарков в 5 лет двадцать тысяч рублей.
В «Горькой участи» Чулков описывает ряд эпизодов из жизни крестьянина Сысоя
Дурносопова, от рождения до возвращения его из солдатчины, нарисована картина
сельского «мира», которым заправляют богачи-«съедуги». Сюжетную часть новеллы
составляет описание загадочной гибели всего семейства Сысоя. По объяснению
суда семью перебил напившийся под рождество отец, который и сам потом от
страха повесился. Но в параллель Чулков приводит и версию «ученых людей»,
которые «гадательно» объясняли случившееся стечением случайных обстоятельств.
Все три новеллы существенно отличаются от ранних произведений писателя. Их
объединяет исторически точное изображение русского быта, который определяет
самую сущность сюжета, изложенного как реальное происшествие.
С ранней попыткой Чулкова создать плутовской роман мы встречаемся в «Сказке о
рождении тафтяной мушки», включенной в «Пересмешник». Героем ее является
никогда не унывающий Неох (на что и намекает его «говорящее» имя), студент
будто бы существовавшего в древнем Новгороде университета. Веселые похождения
Неоха слегка намекают на студенческие годы самого Чулкова. Все остальное в
повести имеет чисто условный литературный характер: действие ее происходит в
Древней Руси, но никак исторически не мотивировано.
Действующие лица «Сказки о тафтяной мушке» — жрецы, князья, министры, богатые
купцы и таинственные красавицы — традиционные фигуры из романа приключений.
Принципиально иначе подходит Чулков к жанру плутовского романа, работая над
«Пригожей поварихой, или Похождением развратной женщины» (1770), книгой,
хронологически следовавшей за «Пересмешником».
Одним из лучших произведений, созданных писателями-разночинцами, оказался
роман Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины»,
вышедший в 1770 году. Создание образа главной героини романа — женщины из
народа, принужденной торговать собой, никогда не унывающей в несчастье и
свободной от каких-либо угрызений совести, — было главной заслугой
Чулкова. Такого героя еще не знала русская литература. Он
открыто противостоял героям классицизма. Рост денежных отношений
разрушал феодально-сословную идеологию. Деньги и в феодальном государстве
стали многое определять — и общественное положение и мораль, и
поведение людей. Разбогатеть — значит утвердить себя в качестве
«госпожи», жить в свое удовольствие, обеспечить себе уважение.
Пригожая повариха Мартона обогащается, и Чулков не осуждает ее за
мошенничество. за бесчестные поступки. Он далек от морализирования
и описывает Мартону такой, какова она на самом деле, показывая при
этом, что ее поступки определяются не ее порочной натурой, не ее
«низким» происхождением, а правами общества, в котором она жила.
В романе о развратной женщине поэтому вторым главным действующим лицом
оказалась та общественная среда, с которой связана Мартона,— русское
дворянство. Чулков выставляет на всеобщее обозрение русских дворян, но не
обличает и не судит их, а лишь констатирует, что они живут не по кодексу
чести, как о том любят говорить. Праздные, они стремятся к удовольствиям и
любовным утехам. В погоне за деньгами они совершают бесчестные поступки,
руководствуясь не разумом, а страстями. Чувствуя себя хозяевами жизни, они
не признают никаких добродетелей, никакой морали, никакой «должности». В
таком-то обществе и вынуждена жить Мартона. Чулков сочувствует своей героине,
которая добивается богатства, обманывая и обкрадывая сластолюбивых дворян.
Истинный человек в понимании Чулкова — это энергичный, преуспевающий делец,
добивающийся любыми средствами своей цели, преступая чрез все запреты,
движимый только своим эгоизмом. Объяснив пороки Мартоны влиянием среды,
Чулков подчеркивает, что дело не в бесчестных делах ее — она поступает, как
все. Берет деньги за любовь? Но ее прелести торгуют «благородные» — почему же
не брать? Она обворовывает подполковника, но этого требует ее любовник,
дворянин Ахаль. Нет, не в пороках проявляется ее характер. Индивидуальность
Мартоны в другом. В том, например, что она, развратная женщина, оказывается
способной любить без торга, в том, что она не жадна, в том, что она никогда
не унывает и не падает духом. Множество несчастий обрушивается на нее, и
всякий раз она находит в себе силы выпутаться из беды. Что же делает ее
неунывающей? Вера в себя. Демократизм Чулкова проявился в антифеодальном
понимании человека: не сословная принадлежность, а личные достоинства — вот
мера его оценки.
Нарисовав галерею образов своих современников, Чулков не умеет раскрыть
внутренний мир личности даже главной героини. В этом, несомненно, проявилась
литературная беспомощность Чулкова. Он не может создавать индивидуальные
характеры, типизировать, обобщать. Его описания откровенно эмпиричны.
Русская проза переживала младенческий период своего становления.
Крупной вехой в истории русской прозы XVIII века стал 1769 год. Он
ознаменовался появлением крупнейших прозаических произведений, выходом на
литературное поприще целой группы талантливых прозаиков, среди которых двое
— Николай Новиков и Денис Фонвизин — своим творчеством утвердят важную роль
прозаических жанров в литературе.
Главным событием литературной жизни 1769 года стали сатирические журналы,
проза в которых, посвященная насущным вопросам современности, заняла главное
место. Появление сатирических журналов оказалось возможным благодаря политике
показного либерализма Екатерины II. С января 1769 года она стала издавать
сатирический журнал «Всякая всячина», в первом же номере которого
«отважилась» всемилостивейше разрешить всем желающим издавать сатирические,
журналы без цензуры и даже анонимно. На призыв «Всякой всячины» откликнулось
несколько литераторов. М. Чулков стал издавать журнал «И то, и се", Ф. Эмин
два журнала - «Смесь» и «Адская почта». Наиболее радикальным и
содержательным стал журнал «Трутень», начавший выходить с мая 1769 года. Его
издателем и главным автором был Николай Новиков.
Но с наибольшей полнотой писательский талант Новикова проявился не в
публицистике, а в художественных произведениях. Отказываясь от
публицистической декларативности, он стремился создавать конкретные и
типические характеры русских помещиков и крестьян.
Для этого Новиков использовал жанр писем. Наиболее удачными в художественном
отношении произведениями в «Трутне» окажутся «Отписки крестьянские» и «Письма
дяди к племяннику». В «Отписках крестьянских» Новиков документально точно
показывает нищету вечного труженика, его чудовищное бесправие, полную
зависимость от произвола жестокого и равнодушного к человеческим страданиям
барина. Созданный писателем образ впавшего в отчаяние от бедности,
непомерных повинностей крепостного Филатки потрясает читателя.
Образ «плачущего Филатки» написан писателем гуманным, ненавистником рабства,
всем сердцем сочувствующим положению обездоленного крестьянина. Но
политическая оценка явлений действительности подменялась у Новикова
моральной. Следствием моральной оценки крепостничества и оказался образ
«плачущего Филатки», обращающегося с просьбой к барину, ищущего защиты у
своего же господина, который представляется ему, несмотря на всю жестокость,
«отцом». Но те же моральные оценки позволили Новикову увидеть в крестьянах и
прекрасные, истинно человеческие качества, давно утраченные дворянами:
отзывчивость к человеческому горю, сострадание, взаимопомощь, трудолюбие.
В «Письмах дяди к племяннику» создан яркий характер воеводы — взяточника и
мошенника. «Письма» написаны Новиковым с тактом, без сатирического
преувеличения, без карикатуры. Дядя искренен в своих признаниях, и
искренность эта оправданна, поскольку он считает свои действия естественными
и нормальными. Воевода — автор письма — предстает перед читателем пластично,
как человек живой, порожденный условиями именно русского крепостнического
государства. У него своя вера, понимание жизни, свои радости, огорчения,
мечты. Речь его социально и индивидуально конкретна и точна. Убеждения и
характер воеводы объяснены условиями его положения, как главы местной власти
в одном из уездов екатерининской империи. Достоверно раскрытый характер
помогал познанию реальной русской жизни.
В 1772 году Новиков стал издавать новый сатирический журнал «Живописец». В
нем главное место занимала не публицистика, а повествовательная проза.
Наивысшим художественным достижением писателя стали «Письма к Фалалею» и
«Отрывок путешествия в ***», подписанный инициалами И. Т.
«Письма к Фалалею» — это внутренне единое произведение, своеобразная по
форме, исполненная драматизма повесть о распаде помещичьей семьи. Новиков
убедительно внушал читателям: крепостное право, порождая паразитизм,
развращает и губит самих рабовладельцев, оскотинивает их, превращает в
духовно убогих существователей, жизнь которых позорна и идиотически
бессмысленна.
Трифон Панкратьевич — отец Фалалея, разорвавшего со своей семьей жестоких
крепостников,— помещик, богомольный христианин и хитрый, жуликоватый человек,
уволенный за взятки чиновник, тиран и мучитель своих крестьян, глава семьи,
заботливый, любящий отец и жестокий муж. Иной характер у матери Фалалея —
Акулины Сидоровны. Ее письмо кажется неожиданным в сатирическом журнале,_ это
последнее, прощальное письмо матери к сыну. Причина ее смерти и является
поводом для сурового обличения крепостнических порядков: по словам ее мужа,
она «надсадила себя», когда чинила расправу над дворовыми за то, что те не
усмотрели, как собаку Фалалея, Налетку, «кто-то съездил поленом».
Но, странное дело, разделяя возмущение автора крепостническими порядками,
порождавшими такую психологию, таких типов, такую бесчеловечность, мы не
переносим своего негодования на Акулину Сидоровну. Мы отчетливо понимаем, что
сама она — жертва в этом мире, что она развращена предоставленным ей правом
владеть и распоряжаться себе подобными людьми, низведена им до скотского
уровня жизни. Воистину новаторством было придание сатирическому письму
трагического характера. Акулина Сидоровна пишет последнее письмо, дает
последние наставления любимому сыну, посылает ему свое материнское
благословение. И сколько неожиданного открывается в ее душе. Забитая и
покорная, всю жизнь терпевшая побои мужа, она, оказывается, хранит в своем
сердце два затаенных чувства — любовь к сыну и злобу к мужу. Перед смертью
она, исповедуясь Фалалею, говорит о своей любви к нему и обучает, как надо
обманывать ненавистного главу дома.
«Письма к Фалалею» воссоздавали атмосферу семейных отношений, но
реалистический принцип построения характера позволял, не выходя за пределы
помещичьего дома, раскрывать трагедию крепостнической России.
«Письма» как литературный жанр были введены в обращение новым
антиклассицистическим западным искусством. Письмо — это исповедь,
«чистосердечное признание» о всех своих поступках, рассказ о своей жизни, об
интимных переживаниях, о сердечных чувствованиях. Оттого роман в письмах стал
излюбленной формой многих писателей XVIII века. Новиков использовал жанр
писем не для обнажения духовного богатства личности, но для сатирических
целей.
Письма у Новикова пишут дворяне-помещики своим близким. Без стеснения,
доверительно они рассказывали все, что думали, к чему стремились, что делали
у себя в имении или в прошлом, на службе. Главная ценность жанра писем для
Новикова в его документальности. Писатель как бы предупреждал читателя — это
не вымысел, а подлинная правда, он лишь предоставил своим героям
исповедаться, без опаски изложить на бумаге сокровенные свои идеалы и
принципы жизни. И жизнь эта предстала в своей бездуховности, бесчеловечности,
дикости и жестокости нравов и обычаев помещичьей жизни. При этом Новиков
попытался объединить письма в циклы: «Письма дяди к племяннику», «Письма к
Фалалею» и т. д. Циклизация позволяла связывать судьбы авторов писем единым
сюжетом, раскрывавшим драматизм семейных отношений в условиях привычно-
будничных дел и забот русского помещика. Каждый цикл оказывался своеобразной
моделью будущей русской повести.
«Отрывок путешествия в ***» —первый опыт художественно достоверного,
конкретно бытового описания русской крепостной деревни. Новый в русской
литературе жанр «путешествий» открывал перед литературой большие возможности
изображения жизни народа, раскрытия нравственного облика человека,
«чувствительного к крестьянскому состоянию», ненавидящего рабство и ищущего
путей к общественной деятельности.
Повествование ведется от имени Путешественника. Он мужественно заявляет о
своем намерении сказать правду о русском крестьянине, о желании вступиться за
утесненных и обездоленных людей: «Удалитесь от меня, ласкательство и
пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!»
Истина не умозрительная, но извлеченная из опыта, являющаяся обобщением всего
увиденного и услышанного из уст самих крепостных. Эту истину и открывает
читателю Путешественник. «С великим содроганием чувствительного сердца»
описывает он «бедность и рабство» крестьян, с гневом обрушивается на
бесчеловечных помещиков, обнажая страшные язвы социальной жизни России.
Создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский
корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной
просветительской деятельности,— большая удача Новикова, важная художественная
победа писателя.
Читательский успех журналов Новикова обусловил его решение создать книгу из
лучших своих произведений, напечатанных в «Трутне» и «Живописце». Такая
книга была подготовлена и напечатана в 1773 году под полюбившимся читателю
названием «Живописец». Этот прозаический сборник стал одной из популярных
книг последней трети века, он неоднократно переиздавался.
В 1780-е годы в полную силу развернулся талант крупнейшего прозаика Дениса
Фонвизина, но еще в 1769 году Денис Фонвизин закончил работу над комедией
«Бригадир». Напечатана и поставлена комедия была позже. Но петербургская
публика узнала ее сразу: автор читал ее своим друзьям и знакомым. Принята она
была восторженно. Новиков в своем «Трутне» известил читающую публику о
рождении русской оригинальной комедии.
«Бригадир» — комедия, порожденная событиями общественно-политической жизни
конца 1760-х годов. Как истый просветитель, Фонвизин давал бой дворянской
идеологии, создавая сатирический портрет русского дворянства. Острый интерес
драматурга к главным социальным проблемам действительности определил внимание
писателя к подлинным конфликтам общества, помог создать комедию, в которой
все увидели живые характеры истинно русских помещиков.
Восемнадцатый век вошел в историю человечества как эпоха величайших
социальных преобразований и громадных классовых битв. Столетиями
накапливавшиеся противоречия феодальной эпохи вырвались наружу, и в ряде
стран закипела беспримерная до тех пор борьба утесненного народа со своими
угнетателями. Народные движения стали важным фактором общественной жизни
многих государств. В порядок дня истории встали революции, которые должны
были уничтожить феодальный режим.
Во второй половине XVIII века крепостнический гнет в России приобрел особо
жестокий характер. Самодержавие полностью отдало крестьян «на милость и
попечение» помещиков, закрепив особыми указами их права и беспредельную
власть. Поддерживаемые правительством, русские помещики превращали
крепостное право в дикое, никакими законами не ограниченное рабство. Ответом
на эту политику самодержавия и дворянства явились крестьянские бунты.
Царствование Екатерины II проходило в зареве малых и больших восстаний,
вылившихся в конце концов в крестьянскую войну 1773—1775 годов, возглавленную
Пугачевым. Крестьянская война потерпела трагическое поражение,
крепостнический гнет не был уничтожен, но феодальному государству и
крепостническим порядкам был нанесен серьезный удар. Вопрос о крепостном
праве и борьбе с ним станет центральным во всей общественной жизни России в
последующие десятилетия. Память о восстании Пугачева сохранит не только народ
— его грозный призрак будет долго впутать страх многим поколениям помещиков и
царей.
Антифеодальная борьба народов породила мощное идейное движение
века — движение Просвещения. Выразители интересов народа, просветители
подвергли уничтожающей критике религию и церковь, господствующие взгляды на
государство, на роль и место сословий в обществе, объявив все существовавшие
феодальные порядки неразумными, надлежащими уничтожению. Они вскрыли
преступность крепостного права и объявили ему решительную войну. Главной
своей целью просветители считали просвещение нации, просвещение богатых и
бедных, ибо одни по неразумности угнетали, другие примирялись с угнетением.
Огромная роль в решении этой задачи отводилось литературе.
Развитие просветительской идеологии в каждой стране зависело от обострения
социальных противоречий между дворянами и крестьянами, от борьбы народа со
своими угнетателями. В России эта борьба с особой силой, развернулась с
конца 1760-х годов. Наивысшим ее выражением было пугачевское восстание.
Именно в 60-е и 70-е годы окончательно и сложится идеология русского
Просвещения. Именно просвещение создавало прочный фундамент для бурного
развития прозы.
Современный читатель, знакомясь с русской прозой 60-70-х годов XVIII века,
обратит внимание на ее жанровое своеобразие. Вместо привычных и традиционных
форм романа, повести, рассказа и очерка он встретит «путешествие», «письмо»,
философско-политическую повесть, особого типа комедию. И это в ту пору, когда
в литературе Западной Европы бурно развивался роман — и уже не авантюрный, но
семейный, любовный,— роман карьеры, роман-исповедь, с одной стороны, и
семейная, «мещанская драма» и «слезная комедия» — с другой.
Литературная деятельность писателей этого времени знаменовала важные
качественные перемены в новой русской литературе – произошло образование
прозы. При всем своеобразии их прозаических жанров именно они закладывали
фундамент, на котором усилиями гениальных писателей XIX столетия будет
воздвигнуто величественное здание русской литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История русской литературы: Т.1/ Ред. Д.С.Лихачев,
Г.П.Макогоненко.- Л.: Наука, 1980.-814 с.
2. История русской литературы XVIII века: Библиогр. указ. / Сост.
В.П.Степанов, Ю.В.Стенник; Ред. П.Н.Беркова.- Л. Москва, 1968.- 402 с.
3. Русская проза XVIII века / Ред. С. Чулков.- М.: Худож. лит., 1971.-
720 с.- (Библиотека всемирной литературы).
4. Федоров, В.И. Русская литература XVIII века: Учеб. для студентов
пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1990.-351с.
|